ВМС США начинают водные испытания новейшего авианосца "Джеральд Форд", который станет родоначальником одноименного класса "плавающих аэродромов" следующего поколения. Программа тестирования различных систем корабля рассчитана на 26 месяцев, после чего он войдет в боевой состав ВМС, где на него возлагают большие надежды.
Судно под заводским названием CVN-78 начали создавать в 2009 году, а на воду со всеми торжествами спустили в ноябре 2013 года на верфи города Ньюпорт Ньюс (штат Вирджиния). Его строительством занимается компания Newport News Shipbuilding.
Отвечающий за программу авианосцев ВМС США контр-адмирал Томас Мур рассказал: "Мы в самом начале испытаний и пока имеем хорошие результаты, но нам предстоит пройти долгий путь". Программа испытаний является более длительной и трудоемкой, чем обычно, поскольку в конструкции авианосца множество новых технологий и решений, которые специалистам надо обкатать в реальных условиях.
Хотя высокая стоимость проекта, который обошелся налогоплательщикам почти в 13 млрд долларов, вызвала немало критики со стороны отдельных конгрессменов, в целом его создатели старались следовать духу времени: "легче, экономичнее, эффективнее". По сравнению с действующими авианосцами класса "Нимиц" новый "Джеральд Форд" оснащен атомными установками с повышенным КПД, электрическими энергосистемами вместо паровых, увеличенной площадью летной палубы. Для снижения веса число подъемников для самолетов с ангарной на летную палубу снизили с четырех до трех. Тем не менее, если с борта авианосцев "Нимиц" в день в воздух могут подниматься до 120-140 самолетов, то суда нового поколения смогут в стандартных условиях обслуживать 160 вылетов, а в кризисных до 220. Такие показатели достигнуты, в том числе за счет электромагнитных катапульт.
Кроме того, массивный крейсер оснащен новейшими двухдиапазонными многофункциональными радарными установками и высокоточными системами, которые позволяют запускать и управлять беспилотными летательными аппаратами. Касательно дронов контр-адмирал пояснил, что "ВМС пока не планируют оказываться от пилотируемой авиации, однако дистанционно управляемые летательные аппараты будут выполнять важную часть работы".
"Джеральд Форд" станет для военно-морских сил США первым в одноименном классе авианосцев следующего поколения, призванных со временем полностью заменить стоящие на вооружении с 70-ых годов прошлого века авианосцы "Нимиц". В текущем году начинается закладка следующего авианосца этого класса под названием "Джон Кеннеди", а в 2018 году начнут возводить третье судно под названием "Энтерпрайз". Планируемый срок службы новых судов составляет 50 лет.
Авианосец, который местные СМИ в шутку прозвали "мамонтом" и "плавающим городом", весит более 100 тысяч тонн. Создатели корабля в качестве сравнения приводят, что это в 400 раз больше веса Статуи свободы. На его борту могут разместиться до 75 летательных аппаратов и около 4 400 человек экипажа. Численность персонала удалось сократить примерно на 10 процентов по сравнению с предшественником благодаря широкому применению автоматизированных систем.