Как вы оцениваете судьбу торгово-экономических отношений России и Украины?
Ярослав Кузьминов: Как судьбу супругов, которые поругались, но дом-то у них один, и поделить его в обозримой перспективе нельзя - придется все равно вести совместное хозяйство. Если вы посмотрите на структуру экономики Украины, то на Россию приходится от 25-30 проц. украинского экспорта и 30-35 проц. импорта.
Вторая важная для украинской экономики составляющая - это трудовая миграция. На Украине, по разным оценкам, от трех до пяти миллионов человек постоянно находятся за рубежом: женщины трудятся в основном в Европе, в сфере услуг, мужчины - у нас в России, в строительстве, на транспорте. Словом, половина людей, которые выезжают работать из Украины, выезжают к нам. В десять раз больше, чем в Италию, где часто говорят, что там особенно много украинцев.
Третья особенность - очень сильная технологическая привязка. Мы все родом из Советского Союза, оттуда наши технические регламенты, технологические связки. Во многих отраслях машиностроения нам, но особенно украинцам, потому что у них меньше экономика и беднее, часто просто тяжело продать что-то кому-то, кроме друг друга.
Россия тоже зависит от Украины. По ее территории проходит наш газопровод в Европу. Альтернативного пути пока нет. Значит, отношения в этой сфере все равно придется каким-то образом поддерживать. Причем эти отношения должны быть стабильными.
Несет ли ситуация вокруг Украины риски для российских золотовалютных резервов, которые наша страна держит в основном в иностранной валюте?
Ярослав Кузьминов: В видимой мне перспективе - нет. Наши запасы сейчас - это действительно гособлигации США, или доллар, или евро. Никаких альтернативных возможностей копить у нас нет. Золото менее ликвидно, а все остальное... Не можем же мы перейти на юань или скупить все швейцарские франки, которые есть в природе. Кстати, у Китая та же самая ситуация. Только у него резервы в разы больше. То же самое в Японии. Мы здесь не одиноки.
Коллеги, которые грозились, что Россия в случае чего откажется от использования доллара и евро, живут в каком-то другом мире. Нынешняя экономика - открытая экономика. Она обслуживается долларом и евро, а не другими валютами. Да, в условиях того, что в мировой экономике печатный станок - в руках Штатов и Евросоюза, мы вынуждены иметь резервы именно в их валютах. Но наша позиция гарантирована тем, что зависят все остальные тоже. Не может быть какой-то избирательной политики по отношению именно к России, это обрушило бы доверие к доллару во всем мире и было бы непредставимой экономической катастрофой для США.
Продолжение "Делового завтрака" читайте в ближайших номерах "Российской газеты".