Напомним, что эта воинская часть находится во Львовской области, где давно и основательно хозяйничают боевики "Правого сектора". Призыв своего главаря Дмитрия Яроша вооружаться, они восприняли буквально еще до кровавых событий на майдане. А когда страсти в Киеве достигли точки кипения, радикалы без раздумий пустили в ход автоматы и пистолеты из разграбленных ими военных городков и милицейских участков. Чуть позже в украинскую столицу подтянулась и "приватизированная" бронетехника. А по соцсетям стали гулять любительские съемки, запечатлевшие молодчиков в масках на фоне "трофейных" пушек.
Если радикалы свободно разъезжают по Киеву на боевой разведывательно-дозорной машине, не скрываясь, ходят по городу с автоматами на плечах, никто не даст гарантию, что у них не припрятано и другое оружие - в частности, переносные зенитно-ракетные комплексы. Объясним, почему среди обширного военного арсенала ПЗРК стоят особняком. Дело в том, что эти комплексы предназначены для поражения низколетящих воздушных целей. Целью может стать не только армейский вертолет и самолет, но и взлетающий либо садящийся гражданский лайнер.
Эксперты прямо говорят, что попадание такого оружия в чужие руки чревато непредсказуемыми последствиями. Чтобы этого не случилось, страны договариваются о взаимном контроле над распространением ПЗРК. Соответствующее соглашение между Россией и Украиной разработали несколько лет назад. Но кто в Киеве сейчас вспомнит о каких-то обязательствах перед восточным соседом. Тем более, что и спросить о выполнении этого обязательства, по большому счету, не с кого.
Между тем, за три десятка лет, что ПЗРК "Игла" находится на вооружении, переносных зениток наштамповали огромное количество. Когда Союз развалился, кое-что удалось вывезти в Россию. Но в некогда братских, а ныне суверенных республиках этого добра осталось немало. Достались они в наследство и Украине.
В ее столице сейчас фактически всем заправляют боевики из западных областей. Поэтому России небезразлично, в чьи руки уже попали или могут попасть переносные зенитно-ракетные комплексы. Если радикалы решат использовать их против военной и гражданской авиации, огромной беды не избежать. Ведь "Иглы" бьют на 6 километров и достают цели на высоте от 10 до 3500 метров. Вероятность попадания - от 0,45 до 0,63. Иными словами, достаточно выпустить две ракеты, чтобы гарантированно сбить воздушную цель. При этом от удара самолет или вертолет не спасут даже тепловые ловушки.
Возникает вопрос: неужели конструкторы не позаботились о нейтрализации такой угрозы в форс-мажорных обстоятельствах? В принципе "противоядие" против нее имеется. "Игла" оборудована системой опознавания "свой - чужой". Надо только щелкнуть тумблером, и умный прибор звуковым и визуальным сигналом подскажет стрелку, что тот целит по своим. Но если ПЗРК находится в руках бандита или террориста, никакой "искусственный интеллект" самолет не выручит. Рассчитывать, что ручную зенитку удастся вывести из строя с помощью аппаратуры радиоэлектронной борьбы, тоже не приходится.