11.03.2014 18:20
    Поделиться

    Для работы на рынке СЗФО иностранцы призвали на помощь россиян

    Почему иностранные компании редко приходят напрямую на рынок СЗФО
    Все больше европейских компаний приходят на рынок нашей страны не напрямую, а через партнеров, российских бизнесменов. Как и почему это происходит, "Российская газета" выяснила на примере самого западного российского региона - Калининградской области.

    Как отмечают эксперты "РГ", иностранным компаниям, которые не знают нашего рынка, очень сложно разобраться в тонкостях российского федерального законодательства. Есть юридические сложности, моменты, связанные с таможенным контролем и сертификацией продукции и так далее.

    - Как правило, мировые бренды предпочитают сотрудничать с уже действующими российскими компаниями, - комментирует ситуацию Александр Китаев, директор по развитию калининградской фирмы - официального представителя международного производителя профессиональной косметики Inglot в России. - Либо, если европейская компания самостоятельно регистрирует фирму в России, она нанимает опытных российских управленцев. Российский рынок очень специфичен, и мало кто может прийти сюда напрямую. Насколько я знаю, так работает Inditex (испанский владелец крупных сетей магазинов одежды. - "РГ"). Но это редкость.

    Один из вариантов сотрудничества иностранных и российских компаний - мастер-франчайзинг, когда российская компания имеет право не только продвигать марку партнера своими силами, но и передавать на определенных условиях франшизу другим фирмам.

    - Мы являемся мастер-франчайзи Inglot, можем открывать собственные магазины и продавать продукцию, будучи оптовыми поставщиками, - продолжает Александр Китаев. - В некоторых странах, таких как США или Австралия, компания имеет собственную розницу, однако в России она предпочла работать через партнеров. Причем при входе на российский рынок у нас возникли сложности, потому что некие калининградские умельцы, воспользовавшись пробелами в законодательстве, зарегистрировали бренд Inglot, не имея к нему никакого отношения. Понадобилось около трех лет, чтобы в судебном порядке решить эту проблему.

    Еще один вариант сотрудничества - открытие совместных предприятий. К примеру, в 2010 году польский молочный кооператив "Млековита" совместно с российской компанией открыл в Калининграде завод по производству сыра моцарелла. Общие инвестиции составили порядка трех миллионов евро, из них половину выделила польская сторона. Предприятие функционирует на польском сырье, а продукция из Калининграда поставляется во многие российские регионы, а также в Белоруссию и Казахстан.

    Только польские инвесторы зарегистрировали в эксклаве около 350 компаний

    - Сейчас в ближайших планах компании - строительство молочной фермы на 500 голов на территории Калининградской области, - рассказывает руководитель отдела продаж калининградского торгового дома "Млековита" Виктория Поникаровская. - Мы подали заявку на участие в региональной программе развития молочного скотоводства. Если все получится, в дальнейших планах будет значиться открытие комплекса ферм и молокоперерабатывающего завода.

    Кроме того, иностранные компании могут выступать подрядчиками при возведении объектов в российских регионах. Яркий пример сотрудничества в этой сфере - деловой центр Clover House в Калининграде, в строительстве которого принимал участие польский UNIBEP по заказу российской инвестиционной девелоперской компании "РГС Недвижимость".

    - Иностранный партнер помог нам принять правильные решения, - отмечает директор регионального отделения "РГС Недвижимость" Артем Литвак. - Объект функционирует около пяти лет, и его фактические инвестиционные показатели оказались значительно выше плановых. Это касается и экономичности здания, и определенных инженерных решений.

    Благодаря особому географическому положению Калининград, "зажатый" между Польшей и Литвой, стал своеобразными "воротами", через которые грузы из Европы попадают в Россию и другие страны Таможенного союза, считает бизнес-омбудсмен в Калининградской области Георгий Дыханов. Поэтому неудивительно, что многие иностранные компании, которые желают выйти на российский рынок, выбирают самый западный российский регион в качестве отправной точки.

    Кстати, в прошлом году, по информации Калининградстата, в эксклаве резко выросло число компаний с совместной иностранной и российской собственностью в уставном капитале. Если в январе - сентябре 2012 года такая форма собственности составляла лишь 0,3 процента от общего объема уставного капитала организаций, в 2013 году доля смешанной собственности превысила 66 процентов.

    Сейчас только польские инвесторы зарегистрировали в Калининградской области около 350 компаний. Причем 100 из них, по словам начальника отдела содействия торговле и инвестициям генконсульства Республики Польша в Калининграде Александра Милоты, ведут активную деятельность. Товарооборот Калининградской области и соседнего государства по итогам прошлого года достиг миллиарда долларов. Порядка 80 миллионов составит экспорт калининградских товаров в Польшу и порядка 920 миллионов - импорт польских товаров в Калининградскую область. Калининградский экспорт при этом вырос на 60 процентов по сравнению с прошлым годом. Объемы польского импорта увеличились на 12,5 процента.

    - Польским компаниям очень интересен российский рынок, - рассуждает Александр Милота. - Сложности, конечно, остаются. Это и длительные процедуры получения разного рода разрешений, и различия в фитосанитарных и ветеринарных требованиях России и ЕС. Однако результаты экономического сотрудничества показывают, что проблемы решаются.

    Значительную пользу калининградским и польским бизнесменам принес режим местного пограничного передвижения (МПП), который вступил в силу летом 2012 года и позволил жителям российского эксклава и сопредельных регионов Польши совершать взаимные поездки без виз.

    Известны случаи, когда бизнесмены пересекали границу с целью установления контактов в сферах молочной и мебельной промышленности. Причем речь идет не только о торговле, но и о создании совместных производств и предприятий.

    - Раньше, чтобы организовать торговую миссию, нужно было решать визовые вопросы, терять время, - продолжает Александр Милота. - Сегодня благодаря МПП этой проблемы нет, по крайней мере для межрегионального сотрудничества. Если появляется какая-то важная тема, мы можем организовать приезд нужных людей по одному звонку. Разумеется, это ускоряет процесс принятия бизнес-решений.

    Тем временем

    В прошлом году Ассоциация иностранных инвесторов в Калининградской области (FIAS) провела исследование, которое показало, что в первую очередь развитие бизнеса в эксклаве сдерживает сертификация. Российский сертификат на одну единицу импортного товара стоит от 15 до 20 тысяч рублей, и получать его необходимо в Москве. Эта процедура может занимать до 10-15 дней и требует колоссальных человеческих ресурсов, даже если речь идет о плановом импорте массовой партии одинаковых изделий. Если же на предприятии неожиданно выходит из строя станок, производство стоит две недели, пока сертификацию проходит одна-единственная деталь.

    Ассоциация предложила освободить всех калининградских предпринимателей от необходимости получать российские сертификаты, если импортный товар уже прошел сертификацию Международного форума по аккредитации (IAF). Инициативу поддержало правительство региона. По словам исполнительного директора FIAS Елены Решетняк, сейчас ведется работа по ее реализации, однако пока конкретных результатов нет.

    Поделиться