Закономерно сокращается и число потребителей этой продукции. По данным Росстата, если в 2008 году в стране курили 33,7% взрослого населения, то в прошедшем 2013-м - только 28,3%. Опросы ВЦИОМ дают схожие цифры: в 2009 году курил 41% взрослых, а в 2013-м - лишь 34%. То есть снижение составило 16-17%.
Однако данные о производстве и продажах табачных изделий из разных источников существенно различаются. Так, по информации Росстата, выпуск табачной продукции в 2013 году сократился на 5,9%. Данные же трех крупнейших производителей этой продукции, которые в совокупности контролируют до 60% нашего рынка, рисуют несколько иную картину. Мировой лидер по производству табачных изделий компания "Филип Моррис" из-за падения продаж на российском рынке сократила отгрузки на 6,7%, а в целом оценивает сокращение рынка в 7,6% - до 324 млрд штук сигарет. Табачный концерн "Джапан Тобакко Интернешнл" в свою очередь сообщил о падении российского рынка на 8%. Сократились продажи и у компании "БАТ Россия", хотя за счет вывода на рынок новых продуктов ее доля на рынке выросла.
Производители считают первоочередной причиной сокращения продаж ужесточение акцизной политики. Если это действительно так, то табачную индустрию ждет дальнейшее ухудшение ситуации, поскольку акцизы будут повышаться и дальше.
- В 2014 году ставка акциза вырастет более чем на 40%, что, несомненно, приведет к значительному росту цен и, как следствие, снижению спроса, - прогнозирует налоговый консультант АКГ "МЭФ-Аудит" Эльвира Ягудина. - Кроме того, производителей обяжут предоставлять сведения о минимальной розничной цене табачных изделий, величина которой должна составлять не менее 75% от максимальной. За реализацию табачных изделий вне этого интервала предусмотрены административные санкции - наложение штрафа в двукратном размере от излишне полученной выручки за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более года, или 100 тыс. рублей. Правда, кто будет контролировать розничные цены, пока неизвестно, поскольку на налоговые органы такая функция не возложена.
Предполагается, что цена пачки сигарет в 2014 году вырастет в среднем на 50%, что сделает их менее доступными для детей и подростков. Поэтапное повышение акцизов на табак предусмотрено и для того, чтобы приблизить цены на эту продукцию к среднеевропейским. Представители табачного бизнеса предостерегают, что это может повысить долю "серого" импорта сигарет из Белоруссии и Казахстана, где акцизы на них значительно ниже. По их данным, за 2013 год доля таких продаж выросла в три раза - с 0,3 до 0,9%. Однако на недавнем "круглом столе" в Госдуме, который был посвящен дальнейшим мерам по борьбе с курением среди подростков и молодежи, эти цифры назвали смехотворными - они не делают погоду на внутреннем рынке России. К тому же сейчас как раз идет согласование подходов стран - участниц Таможенного союза к гармонизации законодательства в этой сфере. Если стороны договорятся об унификации акцизов, контрафактная продукция станет невыгодной.
Кроме того, с 1 июня 2014 года будет запрещено курение в заведениях общественного питания, на предприятиях гостиничного бизнеса, в поездах и на судах дальнего следования, на железнодорожных платформах. Но самые жесткие ограничения ждут торговлю: будет запрещена продажа табака в киосках и маленьких магазинах, а также свободная выкладка табачных изделий во всех торговых предприятиях - они будут реализоваться только по запросу покупателей. По мнению экспертов, это также будет снижать вовлеченность в курение подростков и молодежи.
Активизируют свое наступление на отрасль и активисты антитабачного движения, которые предлагают новые меры по ограничению курения. Например, размещать "устрашающие" картинки о вреде курения на обеих сторонах пачки, убрать с пачек сигарет "гламурные" признаки - красивые рисунки, цвет, металлизацию и т.п. Представители отрасли выступают против этих мер, поскольку любая смена упаковки влечет за собой дополнительные расходы. Разовые затраты на изменение упаковки составляют $28 тыс. на одну ассортиментную единицу, утверждает председатель ассоциации "Табакпром" Андрей Межонов. Для отрасли в целом это выливается в десятки миллионов долларов.
Однако эти меры также лежат в русле все более строгих ограничений для курильщиков и производителей табачной продукции во многих странах мира. Именно благодаря им в Западной Европе объемы продаж сигарет в 2005-2010 годах сократились на 12%, в Северной Америке - на 20, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона - на 10%. В ближайшие годы в Евросоюзе будут запрещены сигареты с такими ароматическими добавками, как ваниль, фрукты или ментол. Предупреждения о вреде курения и отталкивающие иллюстрации будут покрывать до двух третей поверхности сигаретных пачек. Будут также запрещены красиво оформленные пачки, особенно соблазняющие молодых женщин. Так что табачную отрасль, судя по всему, ждут новые испытания.