Напомним, что шестнадцать монахинь были захвачены боевиками вскоре после начала наступления правительственных войск на подконтрольный повстанцам город Маалюля. Эта новость сразу же оказалась в центре внимания региональных и мировых СМИ. Кстати, именно через местные информационные агентства о своей ответственности за похищение объявили активные участники "Бригад свободного Каламуна" - антиправительственных сирийских вооруженных формирований. Через некоторое время была опубликована видеозапись, на которой монахини заявляли, что "довольны условиями проживания и что повстанцы взяли их под свою защиту".
Процесс переговоров был чрезвычайно долгим и трудным, боевики постоянно меняли свои требования. И только спокойная и последовательная политика сирийских властей и международных посредников позволила добиться положительного результата. Координационный совет по освобождению монахинь включал дипломатов и правозащитников из Ливана, Катара и Турции, представителей поместных православных и католических церквей, а также членов нескольких международных гуманитарных организаций. Далеко не последняя роль в переговорах принадлежала известному сирийскому предпринимателю Джорджу Хасвани - человеку, особо приближенному к президенту Сирии Башару Асаду. Как полагают эксперты, именно Хасвани, имеющий особый авторитет среди жителей района, в котором удерживали заложниц, оказал решающее влияние на похитителей.
Саму процедуру обмена, действие, по большому счету, чисто техническое, контролировали высокопоставленные сотрудники спецслужб Катара и Ливана, которые перевезли освобожденных из плена монахинь во главе с настоятельницей Пелагией в ливанский пограничный город Эрсаль, а затем доставили в Сирию.
Между тем на сегодняшний день остается неизвестной судьба похищенных в Сирии в апреле 2013 года двух митрополитов - православного Павла (Язиджи) и сиро-яковитского Григория Иоанна (Ибрагима). Также в заложниках у боевиков сирийской оппозиции с января 2014 года находится епископ Мелькитской церкви Абдо Ариш и еще несколько священников Мелькитской и Армянской церквей.