Доля ИТ-сектора в общем объеме рынка выросла по сравнению с 2012 годом (83% от общего числа сделок и 87% от общей суммы инвестиций). При этом количество сделок в сегменте ИТ выросло на 23,7%, а общая сумма инвестиций снизилась на 22,8%, что в обзоре объясняется сокращением средней суммы сделки с 5,6 до 3,3 млн долл.
В самом ИТ-сегменте лидер также прежний - это электронная коммерция, на этот сектор приходится больше всего сделок и инвестиций (172,8 млн долл.). На втором месте по числу сделок рекламные технологии с объемом инвестиций 28,5 млн долл., а по объему привлеченных инвестиций второе место поделили четыре проекта в области телекоммуникаций и ИТ-аутсорсинга. Также в 2013 году внимание инвесторов привлекали проекты в таких направлениях ИТ, как решения в области образовательных услуг, технологии в финансовом секторе, в сфере медицины и здорового образа жизни, а также игры.
Сектора "промтех" и "биотех" как по количеству проведенных сделок, так и по объему привлеченных инвестиций по-прежнему остаются сравнительно небольшими: по результатам 2013 года в "промтехе" объем сделок составил 29,1 млн долл., а в "биотехе" - 13 млн долл. При этом в промтехе размер средней сделки сократился больше всего - с 8,3 до 2,2 млн долл.
- Безусловно, электронная коммерция будет и дальше занимать лидирующие позиции в венчурных инвестициях, так как она обладает наиболее прозрачной структурой монетизации, - считает вице-президент Ассоциации приватизируемых и частных предприятий Егор Клопенко. - Био- и промышленные технологии смотрятся в этом плане гораздо менее выигрышно и ими занимаются лишь единичные венчурные фонды, которые представляют скорее фанатов, поддерживающих "любимые" направления, а не коммерчески настроенных инвесторов. С другой стороны, электронная коммерция редко предполагает что-то новое и редко выстреливает удачными новыми проектами. С этой точки зрения венчурные инвестиции в электронную коммерцию не так интересны, как инвестиции в более сложные и эксклюзивные идеи и продукты. Но вкладывать в сложные проекты деньги тоже сложно, а в электронную коммерцию - легко. В целом, я предвижу дальнейшее распределение работающих в России венчурных фондов по нишам, на которых они смогут сосредоточиться, что даст им больше компетенций для инвестиций в сложные проекты в данных направлениях.
А по мнению генерального директора Fastlane Ventures Марины Трещовой, тенденция лидерства электронной коммерции среди остальных сегментов российского Интернета начинает меняться. По ее словам, если в 2012 году инвестиции в электронную коммерцию составляли 68% от всех инвестиций в Интернет, то в 2013 г. - уже на 10% меньше. "Профессиональные западные инвесторы сокращают инвестиции в этот сегмент. В частности, это связано с тем, что для развития крупных федеральных интернет-магазинов необходимы огромные инвестиции в инфраструктуру, в доставку товаров - инвестиционный период значительно увеличивается, не все фонды готовы к этому. Мы видим сейчас растущий спрос у инвесторов на финансовые сервисы, компании в секторе здоровья и медицины", - отметила эксперт. Однако, добавила она, в любом случае объемы инвестиций в электронную коммерцию в абсолютном значении останутся самыми крупными.
В обзоре также отмечается, что период экстенсивного развития российской венчурной отрасли сменится более зрелой стадией. В частности, позитивной тенденцией называется значительный рост количества "выходов" инвесторов из сделок, увеличение количества синдицированных сделок, появление профессиональных управляющих компаний, создающих новые фонды. Марина Трещова подтвердила, что количество выходов действительно увеличилось в прошлом году и также считает это позитивной тенденцией. К факторам зрелости рынка эксперты также относят снижение размера "среднего чека" сделки и переток средств частных инвесторов на более поздние стадии при увеличении доступности государственного финансирования для проектов на ранних стадиях.
Эксперты также подчеркивают, что растет профессионализм участников рынка и, как следствие, требования к качеству проработки проектов. Инвесторы тщательнее подходят к отбору компаний и, стремясь снизить свои риски, вкладывают меньшие суммы средств на каждом из этапов финансирования. Для получения инвестиций компаниям теперь даже на самых ранних этапах развития необходимо иметь опытную команду и проверенные рынком бизнес-модель и продукт.