Кроме того, более чем вдвое снизился остаток неиспользованных средств ОАО "ОЭЗ". На 1 января 2014 года он составил 14 млрд руб. (в 2013 году - 34,6 млрд руб.). Также за год снизился объем средств, не обремененных контрактными обязательствами: с 22,4 млрд руб. до 3,7 млрд руб.
В России сейчас масса институтов развития, направленных на поддержку инноваций в различных секторах экономики. Их сложно назвать системой, так как все они представляют собой разрозненные элементы, слабо связанные между собой. К тому же большая часть предпринимателей не имеет представления об их работе и предлагаемых условиях. В частности, о таком специфическом институте развития, как особые экономические зоны (ОЭЗ). Специфическим он является, потому что привязан к конкретной территории России, на которой действуют льготные условия ведения хозяйственной деятельности. ОЭЗ создавались для реализации следующих целей - импортозамещение, а также развитие высоких технологий, транспортно-логистической системы и туристического комплекса в России. Число резидентов (российских и иностранных компаний) в них постоянно растет. Сейчас оно приближается к 400, а объем средств частных инвестиций - к 13 млрд долл.
В условиях России с ее достаточно жестким регулятивным и бюрократическим давлением на бизнес, главное преимущество особых экономических зон - в комфортном административном режиме. Конечно, принцип "одного окна", упрощенные разрешения и согласования - это только декларации. На деле предприниматели сталкиваются с волокитой и сложностями. Но пройти их зачастую целесообразно, игра стоит свеч. Резиденты ОЭЗ имеют особый статус по сравнению с остальными предприятиями и могут рассчитывать на поддержку правительства на федеральном и региональном уровнях.
Второе преимущество - наличие готовой инфраструктуры и упрощенный режим подключения к ней. То есть инвестору необходимо просто построить производственные мощности и бесплатно подключиться к уже готовым инженерным коммуникациям. Все затраты на подведение электричества, тепла, воды, газа, дорог, связи и Интернета управляющая компания берет на себя. Помимо этого для резидентов действуют привлекательные ставки аренды офисных, лабораторных и производственных площадей.
Третий блок льгот в рамках ОЭЗ - налоговый. Прежде всего это пониженная ставка налога на прибыль. Если в целом по стране она составляет 20%, то в различных зонах колеблется от 2% до 15,5%. Помимо этого обнулен налог на имущество, землю и транспортный налог. При этом цена земли в ОЭЗ составляет от 4% до 50% ее стоимости вне территории зоны. Наконец, для сотрудников, занятых в научно-исследовательских работах, с 30% до 14% снижены социальные страховые взносы. Льготный налоговый период, правда, ограничен 5-10 годами, но зато на это время инвестор гарантированно защищен от негативных изменений налогового режима в России. Наконец, в особых экономических зонах действует свободный таможенный режим, то есть, например, импортное оборудование резиденты могут ввозить без уплаты таможенных пошлин и НДС.
Первым шагом к резидентству должен стать выбор зоны. Ориентироваться нужно на специализацию компании и конкретной ОЭЗ, условия транспортно-географического и экономико-географического положения. Так, для товаров народного потребления, например, главное - близость к крупным городам, для производств с низкой локализацией - максимально удобные логистические условия, а для наукоемких производств - наличие необходимых кадров в регионе.
Далее следуют стандартные юридические процедуры - регистрация юрлица в пределах ОЭЗ, подача заявки на получение статуса резидента, бизнес-плана, оформленного в соответствии с рекомендациями минэкономразвития, и прочих документов (копии свидетельства о регистрации юридического лица, о постановке на учет в налоговой службе, копии учредительных документов). В заявке указывается предполагаемая деятельность, параметры необходимого земельного участка и инфраструктуры, а также объем планируемых инвестиций.
Следующий шаг - двухуровневая система защиты инвестиционного проекта. Сначала в Наблюдательном совете ОЭЗ (региональный уровень), затем в Экспертном совете (федеральный). Практика показывает, что оба этапа лучше проходить с сопровождением опытного консультанта, который готовил бизнес-план и прочую документацию проекта. Зачем нужен консультант? Пожалуй, самое труднопреодолимое условие - получить банковскую экспертизу бизнес-плана. Сделать это самостоятельно, как показывает практика, практически невозможно, а с "группой поддержки" - вполне реально.
Региональный и федеральный советы оценивают проект на предмет его соответствия целям особых зон - будет ли способствовать товар, производимый компанией, социально-экономическому развитию страны, имеет ли он экспортный потенциал, замещает ли импортируемые товары? Если по этим критериям проект проходит, оценивается финансовый потенциал проекта, будет ли он в итоге приносить прибыль, особенно после того, как для предприятия перестанут действовать налоговые льготы. Ответы на эти вопросы кандидату на резидентство нужно тщательно продумать и подготовить заранее.
После того как от минэкономразвития получено решение о предоставлении статуса резидента, заключается трехстороннее соглашение между министерством, ОАО "ОЭЗ" и предпринимателем, которому в итоге выдается свидетельство резидента.
Многие скажут, что это слишком сложно, но опыт показывает, что льготы, предоставляемые в ОЭЗ, позволяют сократить издержки на реализацию инвестиционного проекта на 30-40%. Вместе со снижением издержек снижаются сроки реализации проекта, период достижения точки безубыточности, а значит, и финансирование под проект получить проще. В условиях наблюдаемой в России стагнации ведение бизнеса в ОЭЗ приобретает особую актуальность. Наконец, ОЭЗ также может стать гаванью, защищающей производителей от повышенного давления (в связи со вступлением России в ВТО) со стороны иностранных производителей.