12.03.2014 23:40
    Поделиться

    ФАС проверит обоснованность цен на продовольственных рынках

    "Накрутки" в магазинах превышают 50 процентов
    Российские цены на продукты питания являются "крайне высокими", заявил вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов. И предложил Федеральной антимонопольной службе (ФАС) проследить, в каком именно звене продовольственной цепочки происходит необоснованная накрутка. Опрошенные "РГ" эксперты расходятся во мнении, найдутся ли у ведомства поводы для возбуждения "продуктовых" антимонопольных дел.

    Шувалов, выступая на расширенном заседании коллегии ФАС, попросил антимонопольщиков обратить внимание на цены в оптовом и розничном звене торговли продуктами питания. "Оптовое звено является звеном, которое собирает основную прибыль. Неправда, что основная прибыль остается у торговых сетей. Насколько они связаны? Есть ли между ними картель? Надо посмотреть на элементы картеля. Вот это звено оптовой и розничной торговли, особенно в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, - здесь было бы не плохо этим заняться", - заметил он.

    В самой ФАС "РГ" заявили, что ведомство "проводит текущий анализ рынков и в случае выявления нарушений антимонопольного законодательства возбуждает дела". И отметили, что если в службу поступят запросы по конкретным случаям, там готовы оперативно провести проверки.

    Эксперты же то и дело указывают на необоснованное, по их мнению, повышение цен на продукты. Аналитики "РГ", впрочем, разошлись во мнениях, отвечая на вопрос, найдутся ли у ФАС поводы для возбуждения антимонопольных дел.

    Председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, например, уверен, что покупатель скорее страдает от недостаточной конкуренции в розничном звене торговли. "Федеральных сетей в России мало и вряд ли станет больше. Новых игроков не появляется, в этом основная проблема. Те компании, которые заняли рынок какое-то время назад, часто делают наценку больше, чем нужно, пользуясь своим положением", - сказал он.

    "Проблем больше в рознице, - считает эксперт по продовольственным рынкам Марина Кузьмичева. - Там накрутка больше, чем в оптовой торговле. Если оптовик накрутит 20 процентов, розничная сеть - 50 и больше". Хотя в такое положение, по ее словам, ставит себя сам потребитель, не проявляющий достаточно активности в поиске наиболее низкой цены.

    Им парирует исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов. "У торговых сетей цены куда ниже по сравнению с теми же рынками и прочими традиционными формами торговли. Когда в регион выходят крупнейшие торговые сети, цены в регионе снижаются процентов на 15", - рассказал он.

    В крупных российских городах конкуренция развита достаточно, чтобы избежать монополизации цен, уверен ведущий эксперт холдинга "Ромир" Игорь Березин. В том числе успешно работают антимонопольные правила. Например, если торговая сеть в городе имеет 35 процентов рынка, она уже не может открывать там новые магазины.

    "Отдельная проблема - это небольшие населенные пункты. Там не хватает платежеспособного спроса населения. Там же, где есть платежеспособный спрос, предложение всегда будет. У нас есть огромное количество розничных сетей при относительно небольшой концентрации", - рассказывает Березин. Количество оптовых овощебаз в столичном регионе, по словам эксперта, измеряется "десятками, если не сотнями". Так что с точки зрения опта все наценки возникают из-за трудностей с логистикой, говорит Березин.

    Некоторые эксперты, занимающиеся продуктами питания, действительно отмечают низкую конкуренцию в оптовом звене торговли продуктами питания в отдельных российских городах. Так, одна продовольственная база может обслуживать целый крупный город или большую его часть. Соответственно, препятствия для роста цен в виде конкуренции в таком случае нет.

    К розничным сетям претензий у экспертов, как правило, меньше. Там уровень конкуренции удовлетворительный, особенно в сегменте бюджетных магазинов. Иногда ситуация низкой конкуренции складывается локально, в связи с особенностями расположения тех или иных объектов. Особняком стоят торговые сети, относящиеся к премиальному ценовому сегменту. В них эластичность цен на продукты питания минимальна, а сами цены зачастую завышены. У ФАС к этой особенности ценообразования до сих пор претензий не возникало.

    Поделиться