МКС не может стать заложником большой политики

Вчера из космоса вернулся международный экипаж МКС: двое россиян и американец. Олега Котова, Сергея Рязанского и Майкла Хопкинса, отработавших на орбите свыше 165 суток, встречали три самолета и 12 вертолетов Ми-8.

Сигнал УКВ-передатчика космической капсулы спасатели поймали сразу после ее выхода из плазмы. Поэтому до места посадки спускаемый аппарат уже "вели". Казалось бы, совершенно обычный сюжет. Если не сказать обыденный.

За более чем полвека космической эры мы уже привыкли и к звездным стартам, и к возвращениям с орбиты. Это вам не приземление Юрия Гагарина на колхозном поле в нерасчетном районе, где его никто не ждал. И где впервые человека в скафандре с любопытством и одновременно ужасом увидели случайные "встречающие" - Анна Тахтарова и ее внучка Рита из деревни Смеловка...

Но сегодня мы живем в таком мире, когда приземление российско-американского экипажа с Международной космической станции, наверное, не менее важно, чем то, что произошло в далеком 1961-м.

Сегодня и те, кто вернулся на Землю, и те, кто летает над планетой на высоте 400 км, и миллионы людей вместе с ними в тревоге спрашивают: а что будет дальше с МКС?

Станет ли она заложником большой политики или по-прежнему останется космическим оплотом мира и сотрудничества, как это было все шестнадцать лет, что космическая станция летает на орбите.

Не случайно бывший вице-президент США Альберт Гор предложил даже выдвинуть создателей Международной космической станции, в состав которой входят российские, американские, европейский и японский модули, на премию мира.

Как сказал руководитель Федерального космического агентства Олег Остапенко, это предложение поддержали и Роскосмос, и президиум РАН. МКС стала настоящим интернациональным космическим домом.

Там получили научную прописку уже более 200 космонавтов из 15 стран, которые провели без малого тысячу экспериментов. Для того же командира корабля Олега Котова это была уже третья экспедиция на МКС, а для Рязанского и Хопкинса - первая. И наверняка они мечтают, что не последняя.

Экипажи МКС не в первый раз переживают политическое напряжение между странами, пославшими их в космическую миссию. За эти годы уникальная космическая программа пережила не один конфликт на Земле - в Косово, Ливии, Ираке... Она пережила угрозу разных санкций, звучавших в разное время и по разным поводам. Переживет ли те, которые звучат сегодня?

Возросшее напряжение между Россией и США не повлияет на работу сотрудников Международной космической станции, заверяют в НАСА, в том числе администратор американского космического агентства Чарльз Болден. В настоящее время пилотируемую связь между Землей и МКС обеспечивают исключительно российские корабли "Союз". Правда, американцы надеются в ближайшем будущем возобновить полеты в космос с территории США, используя космические корабли, которые разрабатывают фирмы-частники.

Известно, что партнеры по Международной космической станции достигли соглашения: МКС будет эксплуатироваться до 2020 года. А возможно, и более, еще пять-семь лет. Решение по сроку эксплуатации станции предстоит принять в ближайшее время. Каким оно будет? Ответ на этот вопрос ждут очень многие.


В 1975 году встретились "Союз-19" и "Аполлон": соперничество уступило место сотрудничеству. Фото: РИА Новости www.ria.ru

В любом случае, как бы ни хотели сторонники поджечь искру раздора в космосе, МКС была и остается базой для отработки новых космических технологий. Более того, именно она в будущем может стать тем самым посещаемым портом у Земли, о котором говорят специалисты по обе стороны океана.

Пока кипят политические страсти, американские астронавты продолжают тренировки и обучение в Звездном городке. Сейчас на МКС остались работать россиянин Михаил Тюрин, американец Ричард Мастраккио и японец Коити Ваката.

Кстати, незадолго до отлета "Союза ТМА-10М" прошла церемония передачи командования станцией: Олег Котов передал бразды правления Коити Ваката. Все по протоколу: был подписан акт передачи полномочий, после чего по традиции ударили в корабельный колокол. А следующий экипаж длительной экспедиции на МКС отправится уже через две недели - 26 марта. В него вошли россияне Александр Скворцов и Олег Артемьев, а также астронавт НАСА Стивен Суонсон. Они полетят на орбиту на корабле "Союз ТМА-12М".

Космическая эстафета продолжается.

Прямая речь

Алексей Леонов, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза:

- Прообразом Международной космической станции и символом сотрудничества в космосе была уникальной программа "Союз - Аполлон". Напомню: в июле 1975 года с космодрома Байконур стартовал корабль "Союз-19", на борту которого был я и Валерий Кубасов. Через семь часов с мыса Канаверал отправился на орбиту "Аполлон-18" с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном. На орбите встретились два корабля: советский "Союз-19" и американский "Аполлон". Две системы, два мира, два конкурента. Впервые через космос соперничество уступило место сотрудничеству.

А ведь тогда обстановка была еще сложнее, чем сегодня. Но голос из космоса слышали всегда. Слышали Леонова, слышали Стаффорда. В 1980 году мы обращались с орбиты к спортсменам-олимпийцам... И "Союз-Аполлон", и шаттл, и МКС - все это символы нашего сотрудничества и стабильности. Думаю, только безумство может заставить американцев отменить то, что наработано десятилетиями.

Сегодня в космосе летает уникальное строение рук человека: самый дорогой в мире объект ценой 6 млрд долларов, весом 400 тонн, где 1,5 гектара только солнечных батарей. И управляет станцией международный экипаж, в основе которого наши ребята.