В столице ПФО определят пути развития ЖКХ для всей страны

С 19 по 21 марта в Нижнем Новгороде пройдет Всероссийский форум ЖКХ, и впервые он состоится не в столице. О том, какие вопросы станут ключевыми в повестке мероприятия, что Нижегородская область может предложить другим регионам в качестве рецепта решения коммунальных проблем и о многом другом в интервью "РГ" рассказал заместитель губернатора Нижегородской области Антон Аверин.

Антон Валерьевич, почему именно Нижний Новгород был выбран местом проведения Всероссийского форума ЖКХ? Это инициатива региональных властей или федерального центра?

Антон Аверин: Организаторами мероприятия являются Министерство строительства и ЖКХ РФ, а также госкорпорация Фонд содействия реформированию ЖКХ, они и предложили нам принять форум. Нижегородская область - один из крупнейших регионов в центральной части страны, и по ряду показателей развития ЖКХ достаточно успешна, у нас есть много позитивных примеров решения общих для всей страны проблем.

Например, у нас преобладают частные домоуправляющие компании. Как показала практика, муниципальное управление не всегда эффективно, а приход частного капитала позволяет увеличить объем инвестиций в отрасль.

Как известно, летом прошлого года администрация Нижнего Новгорода заключила с ОАО "Нижегородский водоканал" концессионное соглашение сроком на 25 лет. По условиям договора водоканал обязан до 2020 года создать и реконструировать почти 21,5 тысячи объектов водоснабжения и водоотведения и построить новые. При этом уже удалось привлечь дешевые заемные средства в размере более миллиарда рублей, которые пойдут на модернизацию системы.

Новаторскую для России схему привлечения частных инвестиций применяет нижегородское "Теплоэнерго". Коммунальное предприятие заключает энерго-сервисные контракты на реконструкцию котельных, причем тарифы для потребителей из-за этого не растут. Инвестор получает прибыль за счет снижения затрат на эксплуатацию котельных после установки нового оборудования. Мы хотим провести несколько экскурсионных мероприятий, в том числе на эти предприятия. Показать программы, которые уже реализуются.

Какие основные темы будут подняты на форуме?

Антон Аверин: Форум крайне важен, потому что реформа системы ЖКХ назрела. Организаторы хотят на этой площадке объединить усилия по выработке некой общей модели развития. Сейчас отрасль очень многогранна, возникает масса вопросов в процессе реформирования, и в каждом регионе они решаются по-своему.

В частности, на форуме речь пойдет о госрегулировании деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД), работе региональных фондов капремонта, привлечении инвестиций в ЖКХ, кадровом обеспечении отрасли. Тематика форума, круглых столов, мероприятий обсуждалась и корректировалась до последнего, чтобы охватить все самые важные вопросы.

Одна из самых актуальных тем сегодня - новый закон о капремонте многоквартирных домов. Людей волнует, как они смогут контролировать расходование собираемых с них средств.

Антон Аверин: Как именно собирать и аккумулировать средства, должны решать жители. Старым домам, наверное, выгоднее вносить средства в общий региональный фонд, чтобы средства на ремонт они получили оттуда. Так им не придется копить на ремонт дома несколько лет, деньги будут почти сразу, в первую очередь их направят на наиболее нуждающиеся в ремонте дома. Здесь контроль будут осуществлять региональные власти, надзорные органы, могу заверить, он будет очень серьезным.

Кстати, мы одни из первых вышли с предложением убрать из структуры фонда ремонт ветхих и аварийных домов, тратить средства на них неэффективно, такие дома надо расселять и сносить. Для этого есть и федеральная, и региональные программы расселения. Что касается новостроек, то их жильцы, скорее всего, захотят иметь персональный накопительный счет, чтобы средства шли только на их дом. Ведь если дом новый, несколько лет он ремонта не требует, а когда какие-то системы начнут выходить из строя, на счету уже будет достаточно средств, чтобы решить проблему. И контролировать расходование денег в этом случае, конечно, проще, но заниматься этим будут в первую очередь собственники квартир.

Вообще, ментальность многих  людей такая, что пока все хорошо, беспокоиться о будущем никто не хочет. Поэтому и новый закон воспринимают неоднозначно, мало кто обрадуется росту коммунальных платежей. Можно провести параллели с отношением к пенсии. Молодые люди, хорошо зарабатывающие, не хотят заниматься формированием накопительной части пенсии. Во-первых, до нее далеко, во-вторых, они думают, что и сами обеспечат свою старость без Пенсионного фонда.

Население вправе само выбирать, по какой схеме формировать накопления. Думаю, что проблем с собираемостью средств в общий фонд все-таки не возникнет, и нам удастся наполнить его до необходимого объема. Сейчас проходит регистрация фонда, когда именно он заработает, сказать пока не могу, ориентируемся на второе полугодие.

Сейчас обсуждается идея лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ. Не обернется ли это монополизацией рынка управления МКД, когда под строгие требования смогут подстроиться лишь несколько крупных игроков?

Антон Аверин: То, что лицензирование, сертификацию ДУКов надо вводить - это очевидно. Сейчас этим бизнесом занимаются все, кто не попадя, некоторые считают, что можно только деньги с населения собирать и ничего не делать. Нас такая ситуация не устраивает.

Что касается укрупнения компаний, считаю, что это нормально. Я каждый день смотрю сводку коммунальных аварий на территории региона. Там четко прослеживается тенденция: чем меньше компания, тем больше сроки устранения аварий, зачастую они превышают все допустимые нормативы. У таких компаний минимальный штат сотрудников, порой кроме бухгалтера и директора никого и нет, а всех остальных специалистов привлекают на аутсорсинг. А если нет своих ремонтных бригад, они не способны оперативно реагировать на нештатные ситуации.

Понятно, что когда управляющие компании собирают средства с двух-трех домов, эти деньги не позволяют нанять нужное число сотрудников, закупить оборудование и так далее. Но вспомните, в советские времена в ЖЭКе всегда были сантехник, электрик. Потекла труба в квартире - тут же вызвал специалиста, он пришел и устранил аварию. Так что никакой трагедии в укрупнении компаний я не вижу. Лицензирование позволит упорядочить рынок.

Может быть, стоит более жестко прописывать требования к управляющим компаниям в конкурсах, по которым между ними, в частности, распределяются новостройки, пока жители сами не определятся с формой управления домом?

Антон Аверин: Механизмы будем продумывать. В то же время надо помнить, что сейчас контролеров в ЖКХ чуть ли не больше, чем исполнителей, за работой ДУКов следят и власти, и надзорные органы. Поэтому какой-то кампании против них не будет, все будем решать в текущем порядке. Никто не будет специально вытеснять мелкие компании: если ты обслуживаешь один дом, жители довольны, то работай на здоровье и дальше.

Еще один вытекающий отсюда вопрос - подготовка кадров для ЖКХ. Вы сами отметили, что управлять отраслью пытаются все кому не лень, а в то же время целенаправленной подготовки специалистов не ведется. Это действительно проблема или рынок сам отрегулирует этот вопрос?

Антон Аверин: Подготовка кадров - общая проблема для всех отраслей. Я не считаю, что жесткими решениями сверху этот вопрос можно решить. Люди должны идти в профессию по призванию. Когда такая тяга появится, появится спрос на эти знания, желающие смогут их найти, и найдутся учреждения, которые подстроятся и эту услугу окажут. Со временем появятся опытные специалисты-практики, у которых тоже можно будет учиться.

Грамотный управленец, думаю, сможет сориентироваться в любой отрасли. А что касается специалистов исполнительного звена, то отрасль очень емкая: там нужны и энергетики, и электрики, водопроводчики. Не хватает людей, которые работают руками. То же самое и с дворниками, которых у нас сейчас дефицит. Зарплаты низкие, люди вынуждены брать себе по две-три ставки, по несколько участков, естественно, это сказывается на качестве работы.

Поднять зарплаты и престиж профессии, а соответственно, и привлечь сюда кадры, можно только за счет повышения тарифов. Так система ЖКХ работает в любой рыночной стране, сколько заплатил, на такую стоимость и получил услугу определенного качества. Повысится зарплата, люди будут конкурировать за место, будут за него держаться.

Конечно, надо работать и над повышением эффективности работы коммунальных организаций. Безусловно, при этом надо оказывать адресную помощь гражданам, доход которых недостаточно велик. В Нижегородской области система социальной защиты населения очень развита: различные социальные выплаты получает почти треть населения. Понятно, что такую глыбу, как систему ЖКХ, щелчком пальца не поднять, процесс требует времени.