С позиции пациента информатизация здравоохранения должна выглядеть так. Запись к врачу электронная и позволяет получить медицинскую помощь в удобное время и в любой поликлинике на выбор. Медицинская карточка интегрирована с полисом ОМС, поэтому врач в любом учреждении имеет доступ к истории болезни пациента. Если человек не выходит из дома, врач может проконсультировать его во время звонка по скайпу. Видеосвязь применяется и при консультациях со светилами медицины в сложных случаях. Получив льготный рецепт на лекарство, пациенту не нужно обзванивать аптеки, уточняя, есть ли там выписанный препарат в нужной дозировке. Эту информацию ему сообщает врач, либо сам пациент может воспользоваться специальным приложением, позволяющим знакомиться с ассортиментом аптек, работающих с льготными лекарствами.
Летом прошлого года министерство здравоохранения России обнародовало концепцию модернизации медицины в стране. Информатизации там тоже уделено большое внимание, правда, вектор немного другой. Большая часть пунктов посвящена развитию дистанционного образования медицинских работников, а также увеличению данных на портале "Медицинская наука". В прошлом году достижениям было посвящено 1,25 миллиона страниц, а в 2018-м объем данных должен вырасти до 6,3 миллиона. Конечно, есть в концепции пункты и о развитии записи к врачам через Интернет, и о внедрении электронной карты и о развитии телемедицины, однако в документе нет ни слова об автоматизации статистической отчетности. О том, что медики тонут в бумагах, говорится уже не первый год. После приема пациента врач должен заполнить его историю болезни, внести данные о посетителе во внутренние журналы. Отсюда и получается классическая ситуация, когда врач на пациента даже не смотрит, он сразу же открывает журнал и что-то напряженно пишет. Недовольны в итоге все: и недоосмотренные больные, и медики, которые все равно не успевают внести все данные в журналы и вынуждены приводить в порядок бумаги во время ночных дежурств.
В рамках программы модернизации здравоохранения в Санкт-Петербурге до 2020 года на информатизацию будет выделено 428 миллионов 700 тысяч рублей. Создатели городской программы признают, что уровень внедрения информационных технологий пока недостаточный. Больше всего сложностей с электронными медицинскими картами. Сейчас они есть в девяти медучреждениях города, к маю внедрить их должны в 30. Не все гладко и с электронным документооборотом, сейчас оцифровано только пять процентов от всех данных.
На первый взгляд лучше всего обстоят дела с электронной записью к врачу. Сейчас более 80 процентов всех медучреждений города подключены к сервису, кроме того, записаться можно не только с компьютера, но и позвонив в call-центр или загрузив соответствующее приложение на смартфон.
В техническом плане электронная запись является не очень сложной. Данных используется немного, кроме того, система проста в использовании как для пациентов, так и для работников регистратуры поликлиники. Ее преимущества быстро оценили и частные предприятия, которые стали внедрять альтернативные сервисы для записи к доктору. Правда, у сервиса есть два изъяна. Медицинский полис позволяет его обладателю получать помощь во всех учреждениях страны. Однако на деле электронная регистратура города разрешает записаться на прием только в "свою" поликлинику.
Если пациентов не устраивает качество медицинской помощи или узкий специалист ушел в отпуск, то попасть на прием в другую поликлинику становится практически невозможно, сервис таких вариаций не предусматривает, сотрудники call-центров отправляют в регистратуру поликлиник, а там, в свою очередь, советуют записываться через сайт.
Но даже при попытке записаться к своему врачу система эффективна не всегда. Иван Богданов месяц хотел попасть на прием в поликлинику N 15 Выборгского района. Свободного места так и не нашлось, поэтому Ивану пришлось идти к платным специалистам. Светлана часто водит ребенка в поликлинику N 118 Калининского района. Молодая мама утверждает, что врачи мало уделяют внимания ребенку, без записи не принимают, но, даже получив заветный талон и придя к назначенному времени, все равно приходится стоять в очереди. Негодует и Анна. Она пыталась получить справку в поликлинике N 28 без записи, и ей отказали.
В 2007 году минздрав принял постановление, согласно которому лечебное учреждение само решает, сколько времени будет тот или иной специалист вести прием. На практике получается, что хирург общается с пациентом 8-10 минут, уролог, онколог, невролог - 13-15, офтальмолог - 9-10.
На основании внутренних приказов поликлиники составляют расписание для врачей и формируют очередь. Но статистика беспощадна к частным случаям. Пациенты бывают разные: кому-то нужно получить справку, а есть и люди со сложными заболеваниями, где нужно разбираться с диагнозом полчаса и более, но электронная запись этого момента не учитывает, поэтому и возникают очереди, недовольства.
Игорь Малахов, председатель Санкт-Петербургского отделения профсоюза медработников "Действие":
- Информатизация в здравоохранении необходима. Без нее наша медицина никогда не перейдет на новый уровень. Но сейчас система работает на 40 процентов, не более. Основная проблема - сами медработники не владеют новыми технологиями, предпочитая действовать по старинке. У кого-то нет времени в забитом графике пойти на курсы, кто-то не хочет этим заниматься в принципе. В итоге получается, что благое начинание превращается в обязаловку, которая никому не интересна. Но в тех медучреждениях, где новые технологии не только внедрены, но и работают, удобнее стало всем: и пациентам, и врачам. Поэтому я уверен, что после периода проб и ошибок информатизация все-таки принесет свои плоды.