Но у актера, прожившего в кино 60 лет, были не менее яркие образы. Он играл в основном роли характерные - генералов, адмиралов, полковников, людей волевых и положительных. Всего на счету артиста 150 работ. "РГ" вспоминает самые яркие.
"Друг мой, Колька!", 1961 год - пионервожатый Сергей Руденко
Фильм молодых режиссеров Алексея Салтыкова и Александра Митты, дипломная работа выпускников мастерской Михаила Ромма. Кузнецов и здесь сыграл честного и, как сейчас бы сказали, креативного парня, только что не в погонах, а в галстуке, - пионервожатого Сергея Руденко.
С помощью школьников он начинает ремонт подаренного автобазой старого автомобиля, на котором подшефный класс собирается поехать летом на Кавказ. Этот труд объединяет всех, и отличников, и двоечников, и даже помогает вывести из подполья тайное общество троечников. Анатолий Кузнецов создает образ нового для советского кино героя, который без формализма относится к пионерской организации, к общению с детьми, который и из ремонта машины может сделать событие, способное изменить жизнь подростков.
- Помню, снимали сцену, в которой мой герой приходит на сбор класса. Я должен был сидеть на задней парте, а потом предложить ребятам поехать на юг. То есть - надолго выпасть из кадра, - вспоминал Кузнецов. - Но я режиссерам сказал, что так не пойдет, что не этому меня учили в школе-студии МХАТ. Пришлось надоумить Митту и Салтыкова оживить сцену - школьники стали в меня стрелять из рогатки, активно безобразничать.
"Горячий снег", 1972 год - дивизионный комиссар Веснин
Фильм рассказывает о Котельниковской оборонительной операции, одном из эпизодов сражений на подступах к Сталинграду. Режиссер Гавриил Егиазаров снимал кино по роману писателя и фронтовика Юрия Бондарева, что позволило показать все детали военной операции.
Главные роли в картине исполнили Георгий Жженов, Анатолий Кузнецов и Вадим Спиридонов. Они сыграли старших офицеров - генерал-лейтенанта, командующего армией Бессонова, дивизионного комиссара, члена военного совета армии Веснина и полковника, комдива Деева соответственно.
Именно на их плечах груз ответственности за то, какой ценой будет остановлено наступление врага. Комиссар в исполнении Анатолия Кузнецова здесь - честь и совесть Советской армии. Это одна из наиболее типичных ролей для артиста. Его герой - военный без страха и упрека и при этом - человечный, приятный, не потерявший душу и сострадание даже в самые страшные дни сражений.
"Бабье царство", 1967 год - фронтовик Жан Петриченко
Это единственная отрицательная роль за всю карьеру артиста.
Герой Кузнецова Иван придумывает себе псевдоним Жан и хочет казаться интеллигентом. Он - хапуга, который привез из Германии много "трофеев" и дерет втридорога за любую работу по хозяйству в деревне. Война распустила и развратила Жана Петриченко. Открыла в его характере самые страшные черты. Все это было упаковано в обаятельную "кузнецовскую" манеру игры. С открытой улыбкой, с ясным взглядом. Накал страстей доходит до того, что дом подлеца Жана разрушают, сминают трактором, лишь бы только он уехал из села. Фильм "Бабье царство" - уникален в истории советского кино, поскольку таких фронтовиков, как Жан, показывать было не принято. Картину выпустили на экраны только потому, что персонаж Кузнецова жестко осужден и наказан коллективом колхоза.
"Берега в тумане", 1985 год - офицер Белой гвардии
Роль для Кузнецова нетипичная, ведь в этом фильме он играет несоветского офицера, аристократа, полковника Егорьева, служившего в армии Врангеля. Егорьев бежит через Турцию в Болгарию с сыном и дочерью. А его жена и младшая дочь остаются в Севастополе.
- Я долго не мог эту роль из себя вытравить, - рассказывает актер. - Даже после съемок недели через две продолжал страдать, настолько вжился в образ Егорьева, так сильно сопереживал, что его семья разделилась. Думал, что жить - это, как говорится, не поле перейти. Жизнь - один большой спектакль, а ты в нем играешь. Иногда удачно, иногда - нет.
Супруга актера Александра Анатольевна вспоминала, что он стал на долгое время "настоящим человеком Серебряного века, изысканным и поэтичным".
"На углу у Патриарших", 1995 год - подполковник Беляков
Одним из ярких образов в актерской фильмографии последнего времени для Кузнецова стал подполковник Виталий Беляков из детективного сериала "На углу, у Патриарших". Характер у него такой, что, казалось бы, Беляков не должен был дослужиться до высокого чина. Да еще в лихие 90-е. Он защищает своих сотрудников, он для них - отец родной, дает следователю Никольскому в исполнении Игоря Ливанова работать своими методами, иногда не по уставу.
Артист продолжал много сниматься и в последние годы. В этом году на экраны должен выйти психологический триллер "Палач", в котором Кузнецов сыграл свою последнюю роль. События разворачиваются на окраине Москвы в 1965 году. В центре - история разоблачения женщины-палача (Виктория Толстоганова), которая во время войны по указке немцев расстреливала пленных, партизан, мирных жителей. Автор сценария - Зоя Кудря, известная по фильмам "Граница. Таежный роман", "Адмирал", "Ликвидация", а в режиссерском кресле работал Вячеслав Никифоров, снявший "Убойную силу".