Фотографией при этом она занимается серьезно. Выставка "Незримое", которая включает 140 фотографий, снятых с начала 1990-х, - это ее третий проект, который ММАМ представляет вместе с diCHromA Photography (Мадрид) и Howard Greenberg Gallery (Нью-Йорк). До этого в 2008-м она выпустила книгу со скромным названием "50 фотографий", а в 2011 - сделала книгу и выставку "В Мексике".
Фотография для вас своего рода была первой любовью. Или, по крайней мере, первым выбором: когда вы поступили учиться в университет Миннесоты на отделение искусств в 1967 году, вы увлеклись черно-белой фотографией. Обращение к "Лейке" в 1990-е было своего рода возвращением в юность?
Джессика Лэнг: Я заинтересовалась фотографией, потому что в университете познакомилась с несколькими молодыми фотографами и документалистами. Потом я уезжала в Европу, жила там, возвращалась в Нью-Йорк. Я попала в круг очень известных фотомастеров того периода. Это было все равно как оказаться в гуще мощного фотографическом семинара, который вели Роберт Франк, Ларри Кларк, Дени Лайонз... Между прочим, первый фильм, в котором я участвовала, был снят Робертом Франком. Это было в 1971 или 1972 году. Но я двинулась в другом направлении, увлеклась театром, а не совершенствоваться в фотографии. Возможно, это была большая ошибка.
Ошибка? Тогда на редкость удачная...
Джессика Лэнг: Во всяком случае, когда я оглядываюсь назад, в прошлое, то, понимаю, что если бы я продолжала заниматься фотографией с тех пор, с семидесятых, то это была бы другая жизнь.
Но одно влечет за собой другое. В Нью-Йорке я изучала танец, театральное искусство, увлеклась пантомимой, потом снова вернулась в театр, потом начала ходить на кинопробы, участвовать съемках - словом, моя жизнь потекла совсем в другом направлении. Когда я вернулась к фотографии... Да, я помню, как волновала таинственная темнота фотолаборатории. Вновь своего рода одиночество. В каком-то смысле это было возвращением к тому, что мне действительно очень нравилось.
Но между этими двумя периодами я не забывала о фотографии. Я просто не снимала сама. Но я собирала работы известных фотографов, окружала себя ими.
У вас большая коллекция?
Джессика Лэнг: Да, большая. Есть работы Уолкера Эванса, Анри Картье-Брессона, Альфреда Стиглица, Йозефа Куделки... Есть фотографии Мануэля Алвареса Браво... Это великий мексиканский фотограф, он выставлялся вместе с сюрреалистами, дружил с Диего Риверой и Тиной Модотти, как фотограф работал с Эйзенштейном, Бунюэлем, Джоном Фордом... Что еще дома висит на стене? Много работ фотографов, которые снимали для Администрации по защите фермерских хозяйств во время Великой депрессии... Я хочу сказать, что хотя сама я не была вовлечена в фотографический процесс, я была окружена фотографиями.
Выставка, которая открывается в Москве, называется Незримое . Этот проект связан с Вашим интересом к буддизму?
Джессика Лэнг: Фотографии свойственна определенная медитативность. И как раз этот аспект фотографии для меня сближает его с актерской игрой. Я имею в виду идею присутствия в настоящем, которое есть в буддистском учении. Смысл ее в том, чтобы жить не прошлым, не будущим - жить настоящим моментом. Если вы отвлеклись, собираясь снимать, если вы рассеяны, то вы ничего не увидите. Также и в актерской игре. Если вы не сосредоточены на исполнении роли, не собраны в момент спектакля или съемок, то роли по сути нет, от нее остается только идея. Фотография в этом смысле - прекрасный способ дисциплинировать себя. Она требует от вас реального присутствия здесь и сейчас. Это все связанные вещи, они дополняют друг друга.
Получается, для вас занятия фотографией - продолжение актерской профессии?
Джессика Лэнг: Отчасти. Если продолжать искать точки пересечения между ними, то, наверное, меня притягивает в фотографии ее кинематографический потенциал. Ее экспрессивность, драматургия, которая возникает благодаря освещению, жесту, приближению к объекту съемки. Из всего этого складывается повествование... Вот эти элементы, из которых складывается рассказ, сближают фотографию с историями, которые появляются на экране или на сцене.
Но вообще-то фотография для меня скорее освобождение от зависимостей, которыми полна актерская профессия. Фотография - очень одинокое, приватное занятие, где важны только мой взгляд, мои реакции и камера. Во время съемок же ты никогда не бываешь одна. Театр, кино подразумевает сотрудничество, сотворчество с другими актерами. Это всегда взаимодействие. Есть режиссер, который решает свою задачу, в фильме есть монтаж... Кроме того, профессия актера предполагает публичность, за человеком на сцене (и не только) наблюдают сотни глаз. Фотография - это возможность наблюдать самой. Она позволяет почувствовать себя безымянным зрителем. Словом, для меня фотография - возможность реализовать свое собственное индивидуальное видение и оставаться при этом в сфере частного, непубличного существования.
В одном из интервью, если не ошибаюсь газете "Гардиан", вы как-то упомянули, что для вас культовые фигуры - Боб Дилан и Че Гевара. С Бобом Диланом понятно. Но почему Че Гевара?
Джессика Лэнг: Нет ничего более впечатляющего, чем революционеры, не так ли? Это отчасти объясняет, почему Че Гевара. Есть изумительные фотографии Кубинской революции, Фиделя Кастро... Это потрясающие образы революции и команданте, запечатленные известными фотографами, стали легендарными в ХХ веке.
Вы не первый раз в России. И знаменитый фильм "Фрэнсис" 1982 года, за роль в котором вы были номинированы на "Оскар", получил приз Московского международного кинофестиваля. Но дело, конечно, не только в призах. Насколько вам интересна Россия?
Джессика Лэнг: У меня очень глубокие связи с Россией. Достаточно сказать, что почти десять лет у меня был роман с русским человеком. У нас общая дочь Александра и теперь уже - общие внуки. И у них, получается, есть и русские корни. Моя любовь ко всему русскому началась, когда я влюбилась в Михаила Барышникова. Конечно, интерес к русской литературе и театру не стоит сбрасывать со счетов. Лет 8-10 назад я была здесь в качестве Посла доброй воли ЮНИСЕФ.
Я провела в России не слишком много времени. Но несмотря на это ощущаю эмоциональную связь с этой страной.
Александра бывала в России?
Джессика Лэнг: Нет. Она приезжала в Латвию со своим папой. Здесь не бывала. Я хотела взять ее с собой сейчас, но она занята, должна работать.