Именно качество жизни, в частности состояние социальной сферы, является решающим при выборе места жительства, наряду с уровнем денежных доходов населения в регионе, коэффициентом безработицы, качеством транспортной инфраструктуры. Даже при наличии рабочих мест и сильного промышленного потенциала территория не будет привлекательной, если мало детских садов, запущены парки, обветшали школы, а в поликлиниках - очереди.
Социальная сфера - продукт, до сих пор институционально существующий по советской схеме, в которой не предусматривалось присутствие бизнеса. Та перестройка, что происходит в последние годы в здравоохранении, образовании, соцзащите, - это действительно ново для нашей страны. Но без частного капитала мы не сможем вывести сферу социальных услуг на качественно новый уровень. Только конкуренция и использование новых технологий менеджмента позволят бюджетным учреждениям стать более эффективными. Мы считаем целесообразным привлекать частный сектор как в управление уже существующими бюджетными учреждениями, так и в создание новых предприятий.
Уже есть немало региональных примеров, когда неразвитость социальной инфраструктуры становится толчком для предпринимательской инициативы. Так, в Алтайском крае возникновение десятка небольших предприятий резко повысило инвестиционную привлекательность региона на федеральном уровне.
В социально ориентированных бизнес-проектах очень важна роль государственно-частного партнерства. Поддержка власти необходима не столько в плане финансирования, сколько в целеполагании. Одно дело - просто вложить деньги в строительство школы, другое - понимать социальную функцию этого проекта. Совместная работа федеральной, региональной власти и частного бизнеса позволит сформулировать повестку для успешного развития региона с низким уровнем жизни.
Но пока основная проблема в развитии диалога государства и предпринимателей - отсутствие практики в регионах. Недостаточно прописаны подзаконные акты в сфере ГЧП, для предпринимателей существуют риски оказаться в заложниках бюджетного заказа. Стоит работать над тем, чтобы создать гарантии для бизнеса. Чтобы он понял: государство заинтересовано в его участии.
Сегодня мы видим растущий интерес со стороны предпринимателей к социальной сфере, и в то же время - совершенную неподготовленность к этому государственной системы в регионах. Именно поэтому АСИ взялось за разработку дорожной карты "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере". Мы стараемся типизировать лучшие практики, чтобы в дальнейшем их тиражировать. В первую очередь речь идет о проектах частных детских садов, домов престарелых, перинатальных центров - форматов много, и этот рынок далеко не заполнен. Еще одно направление - привлечение некоммерческих организаций (НКО), общественных структур.
Отрадно, что во многих субъектах РФ власти активно поддерживают социальное предпринимательство. Ускорить его развитие помогут центры инноваций в социальной сфере (ЦИСС). Это своего рода бизнес-инкубаторы для социальных предпринимателей и социально ориентированных НКО, которые должны стать точками роста на конкретной территории. К примеру, совсем недавно АСИ совместно с компанией РУСАЛ открыло ЦИСС в Красноярске. В ближайшее время алюминиевый холдинг на свои средства планирует создать в крае еще три таких центра. То, что этим занялся крупный бизнес, неудивительно, Российский союз промышленников и предпринимателей уделяет много внимания вопросам социальной ответственности. В частности, работают корпоративные программы, в рамках которых предприятия выбирают, какие проекты поддержать на территориях своего присутствия. Мы уже сейчас можем предоставить им достаточно большой выбор. В принципе, открывать ЦИСС могут и НКО, и госструктуры. Мы просто предлагаем некий стандарт, программу обучения социальных предпринимателей, типовые наборы проектов. В эти центры будут приходить люди, выбирать темы, получать помощь в "упаковке" идей, оформлять возвратное или невозвратное финансирование.
Мониторинг качества социальных услуг, оказываемых негосударственным сектором, могут взять на себя общественные организации. Но должны быть и заказчики - такие как объединение пациентов или лига врачей. Это должна быть открытая и достоверная информация. Когда мы ищем, например, хорошее дошкольное учреждение для своих детей или пытаемся организовать отдых, то проводим много часов в Интернете. Но это можно поставить на поток с помощью различных технологий. Так, краудсорсинг позволяет собирать мнения людей. Что важней всего сделать в конкретном городе: отремонтировать кремль или оформить набережную, а может, построить детский сад? Сегодня такие решения принимаются зачастую узким кругом чиновников - потом возникает недовольство граждан. Нужно, чтобы стратегия развития малых городов строилась на общественном консенсусе. Тогда будет ясно, каким хотят видеть люди свой город и где частный бизнес может приложить усилия.
Когда социальный предприниматель получает специальные преференции, любое отклонение его бизнеса от этой генеральной линии должно строго отслеживаться. Конечный вердикт будут выносить граждане, но и без профессионалов не обойтись - они помогут сформулировать критерии оценки. Ведь наша задача, с одной стороны, увеличить влияние общества на качество социальных услуг, с другой - сохранить стабильность бюджетного сектора.