Экс-советник Джорджа Буша-младшего: Пора забыть про "Холодную войну"

По мере приближения даты проведения референдума в Крыму у многих американских экспертов начинает появляться понимание - события на Украине нельзя рассматривать в черно-белом свете. Несмотря на первоначальную истеричную реакцию вашингтонских политиков, политологов и СМИ на принципиальную позицию Москвы в украинском вопросе, в США постепенно появляются все более взвешенные оценки и более серьезный анализ происходящих в Киеве, Крыму и Восточных регионах страны событий.

Пока из Белого дома раздаются только угрозы в адрес Москвы о возможном введении антироссийских санкций, "РГ" обсудила ситуацию на Украине и ее возможное влияние на отношения РФ-США с одним из ведущих американских экспертов по России Томасом Грэмом. Наш собеседник с 2004 по 2007 год сам работал в Белом доме, занимая должность специального советника президента Джорджа Буша-младшего, а также руководил российским направлением в Совете национальной безопасности США. В настоящее время господин Грэм является управляющим директором консалтинговой фирмы "Киссинджер Ассошиэйтс", где занимается российской и евразийской проблематикой.

В Москве считают новое украинское правительство нелегитимным и уверены, что в Киеве произошел антиконституционный переворот. В Вашингтоне утверждают обратное. Каким образом это принципиальное разногласие отразится на двусторонних отношениях наших стран?

Томас Грэм: Это расхождение подчеркивает существенное различие в том, как две страны расценивают мировой порядок и политическую легитимность. Но в случае с Украиной это разногласие усугубляется геополитическим соперничеством. И весьма трудно определить, что играет главную роль: соперничество или разногласия по вопросу легитимности нынешнего киевского правительства.

Москва была категорически против того, чтобы Украину выталкивали из российской орбиты, а США никогда не чувствовали себя комфортно, видя Украину в сфере влияния России. Эти подходы сыграли центральную роль в формировании отношения каждой страны к событиям в Киеве. И предрасположили Соединенные Штаты к принятию легитимности нового украинского правительства, тогда как Россия его отвергла.

Мы не сможем прийти к общему мнению относительно легитимности любого правительства в Киеве пока не найдем взаимоустраивающий баланс в нашем геополитическом соперничестве на Украине. Международное признание Украины в качестве нейтрального государства могло бы стать одним из путей для смягчения геополитической борьбы России и США с тем, чтобы мы вместе поддержали единственное правительство на Украине в качестве легитимной власти.

Политический кризис на Украине и события в Крыму вызвали угрозу применения США политических и экономических санкций в отношении России. Значит ли это, что Вашингтон разворачивается к политике сдерживания Москвы, которая практиковалась во времена "Холодной войны"?

Томас Грэм: Каждый раз, когда в российско-американских отношениях возникает серьезная проблема, кто-то обязательно вспоминает времена "Холодной войны". Настало время забыть про нее. Прежнее противоборство стало результатом комбинации идеологических и геополитических обстоятельств. На сегодняшний день их не существует. На самом деле, то, что на самом деле происходит между Россией и США отнюдь не является необычным соперничеством между великими державами.

В настоящее время администрация Барака Обамы рассматривает возможность использования инструментов, которые очень далеки от тех, что применяются в вооруженном конфликте. Речь идет об экономических и политических санкциях, которые могут быть использованы с целью убедить Россию поменять ее позицию в украинском кризисе.

Но основная задача заключается не в сдерживании Москвы хотя бы, потому что администрация США уверена в том, что она нуждается в России для продвижения ряда своих целей. Например, в Сирии или в отношении Ирана. Более того, очень немногие страны, особенно за пределами Европы, поддержат Соединенные Штаты в применении любых санкций, что делает сдерживание России невозможным. Скорее, задача Белого дома заключается в том, чтобы поднять для Москвы цену за продолжение ее политики на Украине, особенно, за действия в направлении аннексии Крыма.

Пока не ясно увенчается ли политика Вашингтона успехом. Это еще предстоит увидеть, но в целом, процессы глобализации затруднили применение санкций. Ведь любые санкции имеют и обратную сторону - хотя они могут нанести ущерб Москве, они также потребуют жертв и от США. Кроме того, Россия может принять ответные меры и уже предупредила об этом. К тому же вплоть до настоящего времени, санкции, которые США изъявили готовность применить, не возымели никакого видимого эффекта на политику Москвы.

Как Вы относитесь к тому, что стремление России оказать содействие и защиту этническим русским на Украине вызвало столь жесткую реакцию в американской столице? Почему Вашингтон не уделяет внимания интересам обыкновенных людей в Крыму и других регионах Восточной Украины, которые хотят, чтобы их голос был услышан, а права уважались?

Томас Грэм: Происходящее на Украине совершенно по-разному оценивают в Вашингтоне и Москве. Хотя в США готовы согласиться с Россией в том, что права этнических русских на Украине должны быть гарантированы и уважаться, в Вашингтоне не увидели действий, направленных против этих людей. Действий, которые бы оправдали угрозу использования или применение военной силы. В США считают, что возникшие опасения могут быть спокойно разрешены политическим путем. В Москве видят более серьезную угрозу.

На самом деле вызывает сожаление, что доверие между США и Россией опустилось до такого уровня, что практически невозможно организовать открытую дискуссию о том, что на самом деле происходит на Украине.

Что касается референдума в Крыму, то вопрос заключается в том, действительно ли он отразит мнение населения. Отделение от Украины и вхождение в Российскую Федерацию - это серьезные вопросы. Их не следовало бы решать в спешке и до того, как люди в течение достаточного времени обсудят и проведут дебаты по вопросам политических, экономических и других последствий такого решения.

С учетом того, что значительное число граждан в Крыму являются этническими украинцами и крымскими татарами, как минимум, мнение квалифицированного большинства - двух третей или трех четвертей - должно быть условием для отделения Крыма и подачи этим регионом прошения о вхождении в состав РФ.

Критики президента Обамы в Вашингтоне утверждают, что нынешняя администрация США едва ли может похвастаться успешной внешней политикой. Возможно, прибегнув к жесткой риторике в отношении России, администрация Обамы просто-напросто пытается отвести от себя удар и минимизировать внутриполитическое давление?

Томас Грэм: Внешняя политика президента Барака Обамы, особенно его политика "перезагрузки" с Россией, находится под мощной атакой со стороны критиков на протяжении последних нескольких месяцев. Но я считаю, что не это сыграло ведущую роль в реакции президента США на действия России. Что на самом деле повлияло на решения Обамы, так это предпринятые шаги Москвы на Украине.

Главное заключается в том, что Барак Обама уверен - эти действия, особенно признаки использования Москвой военной силы в Крыму с целью последующего захвата этой территории, нарушают международное право и угрожают правилам и порядку, установившимся в Европе по итогам "Холодной войны".

Именно это, по мнению президента США, потребовало жесткого ответа, включая приостановку некоторых форматов двусторонних отношений. Кстати говоря, этот подход является намного более умеренным, чем тот, что предложили самые ярые критики американского президента.

Но в России многие подозревают, что именно правительство США сыграло не последнюю роль в отстранении президента Виктора Януковича от власти. Речь идет как о прямой политической, так и финансовой поддержке (через различные НПО, фонды и так далее) оппозиции, которая включала ярко выраженных антироссийски настроенных националистов. Считаете ли Вы, что такая политика США была оправдана?

Томас Грэм: Разворачивающиеся на Украине события имеют глубокие внутренние причины и именно внутренние силы являются главными факторами происходящего в стране. Не следует преувеличивать роль внешних сил. Вместе с тем, правительство США действительно оказывало политическую и финансовую поддержку отдельным элементам оппозиции и часть её, возможно, оказались в руках антироссийских националистов. Соединенные Штаты могли бы проявить больше осторожности при оказании такой поддержки.

Одними из первых шагов сформированного Майданом украинского правительства стало инициирование законопроекта, запрещающего использование русского языка на Украине. Кроме того, было начато уголовное преследование против некоторых пророссийских лидеров в восточных регионах Украины. Насколько оправданными были эти шаги Киева?

Томас Грэм: Верховная Рада совершила колоссальную ошибку, отменив закон о языковых правах сразу после исчезновения Януковича из Киева. Исполняющий обязанности президента Украины Турчинов отказался поддерживать это предложение. Но новый закон находится в стадии обсуждения и Рада должна действовать осторожно, а также относится с уважением к правам русскоговорящего населения Украины. Ошибкой является и уголовное преследование лидеров в Восточной Украине в контексте текущего кризиса.

Хотя в настоящий момент это и не обсуждается, лично я считаю, что новые выборы в Верховную Раду должны быть проведены как можно скорее с тем, чтобы подтвердить легитимность этого института и снять все противоречивые вопросы до формирования его нового состава.

Кстати

Большинство американцев не хотят ухудшения отношений США с Россией - соцопрос

Согласно исследованию, проведенному социологической службой Pew Research Center, лишь 29 процентов американцев хотят, чтобы администрация Барака Обамы заняла "жесткую позицию" в отношении России в связи с событиями на Украине.

При этом в два раза больше респондентов - 59 процентов - высказываются против того, чтобы Вашингтон втягивался в разрешение кризиса на Украине и, таким образом, портил отношения с РФ.

Отвечая на поставленные вопросы, 15 процентов не смогли сформулировать какое-либо мнение на этот счет.

Как прокомментировала данные соцопроса газета "Вашингтон пост", результаты исследования общественного мнения отражают общий негативный настрой американских граждан на участие США в зарубежных конфликтах. Аналогичным образом жители США выступали против вмешательства Вашингтона в сирийский конфликт годом ранее.

Сообщается, что опрос был проведен с 6 по 9 марта этого года среди 1000 американцев, большинство из которых (44 процента) негативно оценило действия администрации Барака Обамы на украинском треке.