Да, отношение к акцизным сборам, особенно на табак и алкоголь, было разным, но преследовало, как правило, одну-единственную цель: максимально пополнить казну. Цель - благая. Что тут спорить! Но вот достигалась она с переменным успехом, что зависело от множества причин. О некоторых из них мы попытаемся поговорить.
Вчерашний день
По остроумному замечанию некоторых аналитиков, акциз на алкогольную продукцию очень похож на альпиниста: и тот и другой упорно стремятся ввысь, в гору. Но у альпиниста всегда есть предел - скажем, Эверест. А у акциза его не наблюдается. Поэтому он и "ползет по склону", невзирая на недовольство потребителей, а иногда и устремляется вертикально вверх, резко и весьма чувствительно.
Его рост, например, за последние буквально несколько лет привел к тому, что традиционная водка подорожала почти в два с половиной раза. В 2010 году минимальная розничная цена (МРЦ) за 0,5 литра составляла 89 рублей. К августу 2014 года этот показатель рискует подскочить до 220 руб. Причем на более коротком временном отрезке рост акциза и МРЦ выглядит еще более значительным, если вспомнить, что в начале 2012 года МРЦ полулитровой бутылки водки составляла всего 125 рублей. То есть рост - более чем 150 процентов.
Но бог с ними, с процентами. Ведь в реальности рост цен был еще существеннее. Делаются, как известно, разные методики расчета МРЦ на различные виды товаров. При определении МРЦ на ликеро-водочную продукцию государство ориентируется, как правило, на мелкие региональные заводы. Что это значит? Прежде всего - низкая себестоимость продукции, так как торговля осуществляется в непосредственной близости от места производства, что в свою очередь подразумевает минимум затрат на доставку и всю логистику, и, разумеется, практически никаких вложений в маркетинг, потому что и так все будет продано, то есть выпито.
Ну, и еще о ценах. Сегодня стоимость наиболее популярных легальных - подчеркнем это важное слово - легальных марок водки ("Пять озер", "Зеленая марка", "Беленькая"), которые можно купить в любом, ну или почти любом уголке страны, составляет 240-260 руб. за одну бутылку. Ожидается, что к концу года этот показатель увеличится до 280-300 руб. Сами по себе эти цифры не должны никого пугать. Однако, по подсчетам некоторых экспертов, эти же самые марки в 2010 году стоили 110-120 руб. То есть реальный рост по трем этим брендам на рынке составил 200 процентов.
Если вспомнить, что инфляция в 2010-2013 годах составляла 5-8 процентов, рост цен на водку в разы ее обогнал. Фактически не сыскать ни одного потребительского товара из разряда FMCG (fast moving consumer goods), который дорожал бы такими темпами.
Акцизная лихорадка: последствия
В цене на ликеро-водочную продукцию много составляющих, главной из которых, по убеждению экспертов, является величина акциза. Спорить с этим трудно.
Нынешняя ставка акциза равна 500 рублей за 1 литр чистого этилового спирта в готовой продукции, то есть 100 рублей на одну бутылку водки. А в первой половине 2012 года (всего два года назад) ставка акциза не превышала 254 рублей за 1 литр чистого этилового спирта в готовой продукции (50,8 рубля в бутылке водки).
Но это совсем не предел. Рост ставок, как ожидается, будет продолжен в соответствии с действующей редакцией Налогового кодекса. Это означает, что в 2015 году ставка акциза составит 600 руб. за 1 литр чистого этилового спирта в готовой продукции, а в 2016 году - 660 рублей.
Простой подсчет показывает, что в период с 2012 по 2015 год государство планирует поднять ставку в 2,4 раза. Это своего рода налоговый рекорд, так как ни один другой налог в России не повышался так стремительно. В прежние годы, в 2002-2011 годах, ставка акциза повышалась, как правило, на 8-12 процентов, то есть становилась чуть выше инфляции. Это обеспечивало плавный рост цен и в целом приемлемую собираемость налогов с отрасли.
Единственное исключение - рост ставки в 2000 году на 40 процентов. Это привело к 20-процентному падению легального производства. Но тогда уровень инфляции был совсем другим.
На рынке крепкого алкоголя бывали и почти идеальные времена. Аналитики говорят о периоде с 2010 по 2012 год, когда государство практически впервые за все время существования алкогольного рынка предприняло целый ряд комплексных усилий по наведению порядка в сфере производства и продажи алкогольной продукции. Именно тогда была введена минимальная цена на крепкий алкоголь, с рынка хоть и не без труда, но убрали ряд нелегальных производителей, а сам акциз рос очень плавно и, главное, с пользой. В итоге же наблюдалась удивительная для сегодняшнего времени тенденция -рост собираемости акциза опережал рост ставки. Приводилась, в частности, такая цифра: в 2010 году ставка акциза выросла на 10 процентов, а собираемость увеличилась на 11,7 процента.
Здорово, но те времена, увы, миновали. Сегодня легальная крепкая алкогольная продукция недоступна почти 40 процентам потребителей, которые переходят на покупку нелегальной водки, самогона, суррогатов медицинского и бытового назначения, дешевой водки из стран СНГ. Настойки типа "боярышник" крепостью 50-65 процентов стоят дешево, продаются в аптеках в любое время суток человеку любой возрастной категории. По оценкам директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя "ЦИФРРА" Вадима Дробиза, объем продаж спиртовых настоек через аптечную сеть в водочном эквиваленте составляет 16 млн дал (то есть 15 процентов от официального объема реализации алкоголя в розничной сети).
Суррогаты бытового назначения - различные омыватели, размораживатели замков, жидкости для розжига и прочие "прелести" - это просто яд и материал не для аналитики, а для криминальной хроники.
Двуединая задача: как ее выполнить?
Считается, что при повышении акциза на крепкий алкоголь и конкретно на водку преследуются две основные цели. Некоторые исследователи вопроса считают их взаимоисключающими, но от этого они не перестают существовать. Итак, во-первых, повышение акциза должно помочь в снижении потребления алкоголя за счет роста цен. Во-вторых, результатом роста акциза должно стать ощутимое в той или и ной степени пополнение доходных статей бюджета.
В 2013 году с выполнением обеих задач возникли трудности. Рост акциза привел к росту цены на легальную продукцию, что вполне нормально и естественно. Но печально известная частушка 70-х годов прошлого века оказалась актуальной и сегодня. "Водка стоит пять и восемь (рублей), все равно мы пить не бросим..." Так что результате люди не стали пить меньше, а, как и бывало раньше, и не раз, лишь перешли на нелегальную продукцию и суррогаты.
Тому есть немало свидетельств. Аналитики отметили ощутимое падение легального производства водки в 2013 году на 12 процентов (с 99 млн дал в 2012-м до 88 в прошлом году). Еще сильнее упали декларируемые розничные продажи (с 136 млн дал в 2012-м до 118 в 2013 году) - на 15 процентов.
Оптимисты вряд ли назвали бы создавшуюся ситуацию критической. Но вот он наш парадокс. В реальности снижения розничных продаж нет и не было. В России как выпивалось, так и выпивается в общей сложности более 220 млн дал крепкого алкоголя. А в создавшейся ситуации сейчас полным ходом идет перераспределение рынка в пользу нелегального алкоголя и суррогатов, реализуемых через нелицензированные, нелегальные каналы.
По данным Счетной палаты, в 2012 году около 30 процентов реализуемой населению алкогольной продукции были произведены нелегально. Однако акцизы растут, а ситуация только усугубляется: в 2013 году доля нелегальной алкогольной продукции на рынке превысила уже 50 процентов.
Официальные объемы реализации водки и ликеро-водочных изделий крепостью выше 25 процентов сегодня составляют 127 млн дал. Но неофициальные выглядят тоже вполне себе солидно. По разным источникам, потребляется еще около 100 млн теневых дал. Эта, с позволения сказать, "винная карта" складывается из нескольких компонентов. Прежде всего из "левой" водки, выпущенной промышленным способом и реализованной через неучтенную розницу. Ее объем составляет около 20 млн дал. Примерно столько же "деликатесов" сварено городскими и деревенскими умельцами в виде браг, а также картофельных, пшеничных, яблочных, сливовых и прочих разной степени забористости самогонов. К ним следует добавить от 15 до 17 млн дал аптечных настоек и еще около 5 млн дал кустарной, так называемой гаражной или подвальной водки, название которой идет от места производства. Завершают подпольное потребление около 30 млн дал спиртосодержащих жидкостей и спирта, которые употребляют в разведенном, а иногда и чистом виде.
Ситуация с налоговыми поступлениями выглядит не лучше, чем "борьба с оздоровлением населения". Если сравнивать ставки акциза в 2013-м и в первом полугодии 2012 года, то рост акциза составил 57 процентов (с 254 руб. за 1 литр чистого этилового спирта в готовой продукции до 400 руб.).
Сравнивая ставки акциза в 2013-м и во втором полугодии 2012 года, можно подсчитать, что рост акциза составил 33 процента (с 300 руб. за 1 литр чистого этилового спирта в готовой продукции до 400 руб.) Таким образом, рост ставки составил 57 или 33 процента. Рост же сбора акцизов не превысил 25 процентов (со 106 млрд руб. в 2012-м до 133 млрд руб. в 2013 году).
Собираемость акциза существенно отстает от роста ставки. Но не будем забывать, что собираемость акциза обеспечивают легальные производители, а их объемы производства снизились. И это при том, что "нелегалы" обогатились. "Левый" доход перевалил, по некоторым оценкам, за 100 (!) млрд рублей. Известно, кроме того, что солидные куски этого нелегального "пирога" нередко направлялись не только на личные, всегда растущие потребности теневиков, но и на финансирование террористических организаций и бандформирований.
Извечный вопрос
Итак, можно констатировать, что обе цели, преследуемые повышением акциза, не достигнуты. Ну, или как минимум признать, что результат оказался слишком слабым. Пессимисты вообще считают полученный эффект обратным. Статистика - вещь упрямая и негибкая. А цифры показывают, что государство постепенно, но неуклонно утрачивает контроль над алкогольным рынком и все больше теряет возможность следить за качеством и химическим составом более чем 100 млн дал алкоголя. Сегодня - 100, но, по прогнозам специалистов, эта цифра будет увеличиваться с каждым месяцем, что совсем не радует.
Ну и как быть? Можно ли нормализовать ситуацию на рынке?
Практически все голоса экспертов, производителей, а также большинства тех, кто так или иначе связан с алкогольной сферой, звучат почти в унисон. Необходимо, считают они, вернуться к более низкому акцизу, самыми суровыми мерами усилить контроль в отрасли и максимально поднять легальность рынка. 100 процентов - цифра, наверное, нереальная, но стремиться к ней нужно.
Затем, обеспечивая легальность и продолжая строго контролировать алкогольную сферу, все же идти по пути повышения акциза, только очень тонко и продуманно. Именно такие меры помогут выполнить продекларированную задачу деалкоголизации населения.
Эта же мысль, кстати, звучала на одном из прошлогодних совещаний на самом высоком уровне. С акцизами, говорилось тогда, нужно работать аккуратно, постепенно, не резко. Это дело тонкое. Здесь не столько запретительные, в том числе экономические меры должны действовать, сколько просветительские. Это сложная работа, которая требует больших усилий, но только она даст продолжительный эффект. Трудно не согласиться с такой трактовкой.
Экспертные предложения звучат еще более конкретно. В них, в частности, говорится о необходимости снизить ставку акциза на крепкий алкоголь до уровня 300 рублей за 1 литр чистого этилового спирта в готовой продукции. Это, по мнению специалистов, позволит уменьшить цену до 150-170 рублей за бутылку, то есть вернуться на тот уровень, при котором был достигнут баланс фискальных интересов и интересов потребителя, и постепенно поднять легальность потребления до 95 процентов.
Среди других обязательных мер называются и весьма жесткие, такие как принятие обязательной процедуры конфискации оборудования, на котором производится нелегальная алкогольная продукция, а также ужесточение правил ввоза алкоголя из соседних государств, в том числе стран Таможенного союза.
Конечно, две последние меры вряд ли сработают без снижения ставки акциза. А как могут отреагировать на такое предложение финансовые, фискальные, налоговые и другие контролирующие органы, легко можно себе представить. Но, похоже, в словах экспертов нет подвоха и желания заморозить акцизы навечно. В них, скорее всего, заложена вполне рациональная идея перегруппировки сил в связи с конкретной сложившейся ситуацией. Ситуацией не то чтобы непростой, но крайне невыгодной для национальной экономики сегодня. А тактическая перегруппировка сил и "выравнивание фронта" - лишь способ успешного решения стратегических задач, названных выше.