Молодежный театр на Фонтанке подарит зрителям семь премьер

Молодежный театр на Фонтанке - один из самых популярных в Петербурге. С особой стилистикой и аурой. У него много поклонников, передающих любимый театр "по наследству" следующим поколениям - своим детям. Театр-дом для актеров и "зрительский" для публики, где играют спектакли светлые и искренние, где яркая художественная форма и особая интонация. Корреспондент "РГ" расспросила художественного руководителя Семена Спивака, как завоевать любовь зрителей, пробудить интерес к театру.

Сейчас все меньше спектаклей для зрителей и все больше - для самовыражения режиссеров, постановки которых не трогают, скучны и неинтересны, фальшивы, и это называется "авторским театром". Что это за феномен?

Семен Спивак: Театр для зрителей - это тоже авторский театр, где сильна точка зрения создателя. Мне кажется, настоящий режиссер чувствует, прежде всего, не себя, а тех людей, которые придут на его спектакль. Великий Георгий Александрович Товстоногов (для меня до сих пор нет авторитета выше) говорил, что режиссер - полномочный представитель зрительного зала. Потрясающе! У режиссера должно быть ощущение острого контакта с жизнью, чтобы рассказать о проблемах, волнующих всех. В хорошем спектакле есть обобщения, он точно метит в большинство зрительного зала. Но сегодня в режиссуре существует и другая тенденция, противостоящая этому направлению. Вы правы, все чаще появляются спектакли, в которых провокационность, эпатаж становятся важнее смысла и реальных человеческих проблем.

Наш театр слышит зрителей, но режиссер определяет идеологию, нравственный посыл спектакля. И в этом смысле он авторский.

В Петербурге ваш театр чаще называют "театром Спивака", чем просто Молодежным…

Семен Спивак: Это, конечно, не театр одного режиссера, но театр одного худрука. (Рассмеялся). Считаю, что когда строишь театр, обязательно должны быть люди, которые тебе помогают в этом. Запирать театр на ключ нельзя. Спектакли ставлю не только я, но и мои единомышленники, люди, которых я чувствую, понимаю: Владимир Туманов, Лев Шехтман, Геннадий Тростянецкий, актер нашего театра Михаил Черняк.

Мы только что сыграли премьеру - "Дом Бернарды Альбы", драму Федерико Гарсиа Лорки. Наш актер Евгений Титов попробовал себя в качестве режиссера. Мне кажется, он увлек артисток (там только женские роли, ни одной мужской), и это хорошо.

В прошлом году в Петербурге подводили итоги посещаемости театров, ваш театр занял первое место среди муниципальных драматических…

Семен Спивак: Верно, по любви и интересу к театру.

Как вы строите работу со зрителем?

Семен Спивак: Просто. Выпускаем спектакли. Если в них есть проблемы зрительного зала, то это почти всегда вызывает интерес.

И только у вас постоянно проходят встречи актеров, режиссеров со зрителями, обсуждение "спектакля месяца". Вы поощряете билетами на спектакли школьников, участвующих в конкурсе театральных рецензий среди старшеклассников, который организовала Театральная академия.

Семен Спивак: Со зрителями мы обсуждаем не только премьеры, а все спектакли, даже те, которые идут 7-10 лет. Думаю, им интересно увидеть артистов, узнать, о чем они думают, услышать, как рождался спектакль, познакомиться с закулисьем, задать свои вопросы.

К школьникам я отношусь… сложно. Из-за них нам когда-то пришлось закрыть спектакль "Гроза". Очень плохо, вредно, когда их заставляют идти в театр всем классом. Человека должно сюда тянуть…

У вас всегда аншлаги, много поклонников "со стажем". Хотя театр находится не на главном проспекте города и вдали от метро. Часто билеты купить невозможно на спектакли, которые идут по многу лет.

Семен Спивак: Я думаю, нам помогает Бог. Пусть это не прозвучит фамильярно, ему нравится, что мы несем людям в душу свет, а не тьму. Наша концепция - "театр для людей" (по выражению великого итальянского режиссера Джорджо Стреллера), а не для фестивалей, критиков. В этом его простота и глубина, понимание жизни.

Разве вы не участвуете в фестивалях?

Семен Спивак: Не так часто. Спектакль "Три сестры" участвовал в международных фестивалях во Франции, Китае, в "Мелиховской весне", куда съезжаются чеховеды. "Касатку" возили в Париж, Версаль и Берлин, "Отелло" - в Испанию и Аргентину. Ездим и по России: Москва, Ярославль, Саранск, Ростов-на-Дону, Тамбов, Белгород… Но нам интереснее репетировать. Мы превратили театр в дом. Здесь мы почти живем, и нам хорошо. Репетируем, советуемся, помогаем друг другу. У нас тут маленькая страна.

Ваш театр - один из немногих, где есть замечательная традиция: вас посещают из поколения в поколение. Я знаю таких.

Семен Спивак: И я знаю несколько семей, которые рассказывали мне об этом. Когда мы начинали в 90-е годы и поставили спектакль "Мещанин во дворянстве" Мольера, пришли зрители. Потом они стали приводить к нам своих повзрослевших детей. А те - своих… Театр передавали "из рук в руки".

Ваши хиты - "Касатка", "Крики из Одессы", "Дни Турбиных", "Жаворонок", "Стакан воды" идут по 13-15 лет с аншлагами, что поразительно!

Семен Спивак: Обычно спектакли идут у нас подолгу. Мы за ними следим - перед каждым проходят репетиции, поэтому они остаются живыми. Очередной спектакль играть как премьерный - наша осознанная позиция.

Вы отдаете предпочтение старой доброй классике, проверенной временем. Новая драматургия вас не привлекает?

Семен Спивак: Когда время меняет взгляды на человеческие ценности, лучше браться за "вечное", классику. Современные пьесы, которые нам нравятся, мы ставим. У нас идет "Валентинов день" Ивана Вырыпаева. Но еще одной, близкой нам пьесы, пока не встретили. С современной драматургией общаться, конечно, надо. Мы провели несколько театрализованных читок пьес петербургских авторов. Наши артисты с удовольствием участвовали в них. Были полные залы. Думаем эту традицию продолжить.

У вас выпускной курс. Когда выйдет дипломный спектакль?

Семен Спивак: Мы взяли к постановке "Чайку" Чехова, но к "дате" не торопимся. У ребят уже есть спектакль "Идиот" по Достоевскому, он пользуется зрительским успехом. Репертуар в театре большой, суетиться не стоит. Александр Сергеевич Пушкин дал мудрый совет: "Служенье муз не терпит суеты…"

Говорят, вы готовите сейчас сразу несколько премьер. Расскажите о них.

Семен Спивак: Вместе с режиссером Алексеем Утегановым я репетирую замечательную пьесу Виктора Гюго "Король забавляется" (в 2003 году мы с Алексеем выпустили "Отелло"). Эта пьеса - сильная, глубокая, современная и сегодня. О том, что человек должен осознавать свои действия, поступки и решения. Если ты насмеялся над кем-то, то обязательно кто-то посмеется над тобой, твое оскорбление возвращается, ударяет по тебе.

Параллельно репетируются "Снегурочка" А. Островского, "Цена" А. Миллера, "Корсиканка" И. Губача. Идет подготовка к началу работы над комедией И. Тургенева "Нахлебник". Нам кажется, что и эта пьеса сейчас современна.

В работе - "Наш городок", пьеса Торнтона Уайлдера, за которую в 1938 году американский драматург - классик литературы XX века получил Пулитцеровскую премию. Постановщик - Сергей Морозов, мой ученик, режиссер спектакля "Четыре танго о любви" по рассказам известного французского драматурга Шмитта. Пьеса Уайлдера о ценности жизни. Молодая героиня уходит в другой мир, где ее встречают бывшие земляки, и она осознает, что когда была жива, то не понимала, что такое жизнь. А жизнь дана для того, чтобы улыбаться, любить, радоваться. Наш театр всегда занимается проблемами жизни и смерти, добра и зла. Это наши темы. В наше жесткое, "запрограммированное" время мы выбираем жизнь и добро, надежду. И хотим в спектаклях крикнуть зрителю: "Мы такие же, как ты, у нас такие же проблемы, мы тебя понимаем!" Вот, собственно, наш девиз.

Справка "РГ"

Молодежный театр на Фонтанке основал в 1979 году режиссер Владимир Малыщицкий (тогда он назывался Ленинградским молодежным театром). В 1983 году художественным руководителем стал Ефим Падве. С 1989 года театр возглавляет Семен Спивак. Сегодня у театра два здания, две сцены и "зеленое фойе" в Измайловском саду, где также есть сцена и играют спектакли, проходят концерты.

Цитата

"…Когда-то мне казалось, что для режиссера главное - самовыражение, а потом я иначе стал понимать эту миссию. Она в том, чтобы пробуждать, поднимать в зрителе душу. Для этого есть храм, но ведь не все туда идут. А человеку необходимо ощущение, что он не один, что рядом есть люди, а надо всем - высший закон", - Семен Спивак.