Рейтинг школ повышенного уровня, охватывающий 41 регион России, показал, что лучше всего учиться в Москве или в Сибири. Среди полутора тысяч школ, которых сравнивали по учебным достижениям учащихся, показателям индивидуального развития, доступности, на первое место вышло бюджетное учреждение "Югорский физико-математический лицей-интернат", город Ханты-Мансийск. Следом московская школа-интернат "Интеллектуал". Затем волгоградский лицей №3 и московский лицей №1303. Еще в первой десятке оказались школы из Саратова, Челябинска, Республики Коми, Новгородской, Новосибирской и Московской областей.
"Этот рейтинг поможет родителям выбрать школу для своих детей, для директоров образовательных учреждений, станет точкой отсчета качества своей работы, а управления образования регионов с его помощью смогут выработать правильную образовательную политику, - сказал исполнительный директор Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования, научный руководитель исследования Марк Агранович. - Как показало наше исследование, школы, работающие в конкурентной среде, показали лучшие результаты, чем "монополисты". При этом школы малых городов могут учить детей не хуже, чем в столицах регионов. Еще одно неожиданное наблюдение: дополнительные необразовательные услуги в школе (спорт, самодеятельность и тому подобное) оказывают неожиданно благоприятное влияние на знания детей".
Из 47 тысяч российских школ примерно 13 процентов - школы повышенного уровня. Среднее образование в них получает каждый пятый отечественный ученик. Поэтому рейтинг и результаты работы крепких школ показывают общий уровень образования в России. Кроме лучших школ нашлись и худшие. "Треть физико-математических школ не позволила своим выпускникам набрать на ЕГЭ достаточные баллы, чтобы поступить в профильные вузы, - добавил научный руководитель Центра мониторинга качества образования "Высшей школы экономики" Виктор Болотов. - Этот рейтинг один из самых культурных из составленных в России за последнее время. Теперь очень важно, чтобы он был также культурно всеми использован и интерпретирован".