13.03.2014 23:10
    Поделиться

    Театр на Таганке представит зрителю спектакль о Войне 1812 года

    Три главных героя спектакля с многоступенчатым названием "Гроза двенадцатого года. Имени Твоему. (Из записок Даниловского)" - участники и очевидцы дней наполеоновского нашествия на Россию. Той странной эпохи, когда многие среди русской знати, носителей передовой мысли искренне млели перед гением Бонапарта и часто путали надвигающуюся военную армаду с явлением утонченной европейской цивилизации в наши дремучие поля и веси, заполоненные простыми мужичками. Впрочем, справедливости ради: мнения в обществе были и другие, и "дубина народной войны" пришлась кстати, так что завоевателей вернули обратно в Париж.

    Постановка посвящена событиям двухсотлетней давности, но в ней (кто бы сомневался) будет много отсылок и ко дню сегодняшнему. Герои цитируют известных политиков, и таких, как Маргарет Тэтчер и Гарри Трумэн. Обсуждают герои все, что кажется и зрителю животрепещущим. На сцене легендарной Таганки Наполеон встретится с Александром I, герои спектакля вспомнят и противостояние русских и французских войск при Бородине, и оставленную Москву перед великим пожаром. Воспоминания свои сопроводят они и язвительными замечаниями в адрес российских полководцев, и репликами, адресованными горе-историкам, принижающим значение той победы для России... Три простых солдата, три друга, по режиссерскому замыслу олицетворяют как раз то "народное" восприятие войны, тех толстовских Платонов Каратаевых, на чьи плечи легли главные тяготы времени.

    Премьера состоится в Театре на Таганке в субботу, 15 марта. Режиссер-постановщик Сергей Глущенко известен также как историк и автор цикла документальных фильмов о войне 1812 года. Перед премьерой Глущенко рассказал "РГ", как создавался спектакль.

    Кстати

    В этом году Театр на Таганке отмечает юбилей. К 50-летию театра 23 апреля будет поставлено поэтическое представление "Таганский фронт", посвященное Юрию Любимову и его детищу.

    Автор и постановщик Влад Маленко. Музыка: Юрий Шевчук и группа ДДТ. Саксофон: Сергей Летов. В спектакле участвуют поэты объединения "Мужской голос", музыканты группы "Этнобит".

    Прямая речь

    Сергей Глущенко, режиссер:

    - Декорации у нас достаточно скромные. Выбор актеров был очень важным, как важно и понимание актерами этого сложного исторического материала. Рад, что в труппе сложилось полное взаимопонимание. Я назвал свой спектакль исторической поэмой-версией, чтобы дать авторскую трактовку некоторым проблемам двухсотлетней давности, которые я попытался вытащить в сегодняшний день. История развивается по спирали. Период Наполеоновских войн по значимости для России фактически равен Второй мировой войне: по развитию российского интеллектуального движения, величию подвига, по нашей доблести и глупости, уму и недоумию. В театре сложно решать некоторые пространственные моменты, но, судя по всему, нам это удалось. На прогоне перед зрителями я был даже удивлен очень чуткой реакцией зала. Вообще, за тему войны 1812 года можно браться, только обладая серьезным, глубоким знанием предмета. Я посещал конференции РАН по войне 1812 года, даже делал там доклады. На самом деле никакого расхождения во взглядах на эту войну среди серьезных историков и специалистов нет. Щекотливые моменты и "разоблачения" - увы, лишь профанация. Скандальные и негативные трактовки личностей основных участников войны 1812 года - это все поиски популярности и скандала. Моя точка зрения на события 1812 года очень жесткая, и ее я в своем спектакле и реализовал.

    Мой спектакль во многом ориентирован на юношескую аудиторию, не испорченную еще различными псевдоисториками. Мы пытались донести ту правду, которая признана историческим мировым сообществом. Мы размышляем о свободе - о том, как русский человек с этой свободой справляется. В том числе и о том, чего только ни городят под видом свободы слова и мнений про Кутузова и других русских генералов. Ну и еще о том, что ключевые понятия - надежда, вера, любовь, как бы ни развивалась история, не меняются, а в основе своей остаются такими же, какими были и двести лет назад.

    Поделиться