Марк Захаров, режиссер, сценарист, профессор:
Вы знаете, я не хотел бы пользоваться воздушным такси, о котором пишет "Российская газета" на 3-й полосе. У меня вообще довольно пессимистический прогноз на такого рода явления. Поскольку у нас редкая улица обходится без дорожных происшествий, то если будет много вертолетов - они посыпятся нам на голову. Мы не "отработали" еще земного движения; хорошего движения, как в Европе, например. Наши дороги не соответствуют еще общепринятым нормам и менталитет наш не очень подходит для вождения. Поэтому мечтать о вертолетах и самолетах, парящих над сталинскими высотками, для нас пока рановато. Надо бы немножко подождать.
Правда, ради справедливости стоит сказать, что на земле мы никогда не сможем закончить. Потому что прогресс - это как ремонт. Его нельзя окончательно завершить, его можно только на время приостановить. Однако продвинуться до немецких автобанов или американских хайвеев нам бы не помешало.
Ныне существующие воздушные такси - удел для богатых. Пока что для богатых, потому что все самое лучшее, передовое, прогрессивное и авангардное - всегда, по началу, приобретается и используется людьми обеспеченными. Примеров превеликое множество. В первых самолетах летали только состоятельные люди. Первые мобильные телефоны - помните, здоровые такие с полутораметровыми антеннами - использовались исключительно так называемыми "новыми русскими". Первые персональные компьютеры, опять же, покупались в основной своей массе людьми состоявшимися. Сегодня компьютер или мобильный телефон как холодильник. Вы отверженный, выброшенный из жизни человек и лишенный сладостного комфорта изгой, если сегодня у вас нет холодильника.
С 90-х, времени когда появились первые упомянутые "гаджеты", прошло не так уж много времени. Мне бы очень не хотелось, чтобы лет так через десять я выглядывал с утра из окна и мимо, с вертолетным свистом, пролетала орава школьников, спешащих, допустим, в летний лагерь. Однако, я отлично понимаю, что прогресс неумолим.
Проблем с внедрением будущего в нашу повседневную жизнь достаточно много. Я бы точно не хотел услышать от среднестатистического воздушного таксиста что-нибудь вроде "Покажешь дорогу?" или "За пятьсот не повезу. За тысячу повезу". То есть если в нашем мире потихоньку появляется воздушное такси, резонно предположить, что будет и частный "извоз".
А наши прекрасные мегаполисы? Трудно только представить как изменятся родные для меня Москва и Петербург, если повсюду будут стоять небоскребы с вертолетными площадками. За перемены нам придется дорого заплатить, в том числе и историческими районами Первопрестольной.