15.03.2014 11:10
Поделиться

Что на самом деле произошло с пропавшим малайзийским "Боингом"

Эксперты Консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" продолжают анализировать ситуацию с таинственным исчезновением самолета Боинг-777 авиакомпании Malaysia Airlines. Район поиска сейчас значительно расширен. Американские специалисты, участвующие в расследовании исчезновения рейса МХ-370, сообщили, что у них имеются указания на то, что самолет следует искать в Индийском океане. И вот самая  последняя информация: якобы зафиксированы какие-то слабые сигналы, которые могут подаваться аварийными маячками с борта пропавшего лайнера.

Одновременно эксперты обращают внимание на несколько очень важных факторов, объяснения которым нет до сих пор.  Или оно есть, но до общественности по каким-то причинам не доводится. Об этом корреспондент "РГ" беседует с генеральным директором КАА "Безопасность полетов", членом Всемирного фонда безопасности полетов Сергеем Мельниченко.

- Прежде всего, это несоответствия по времени, - говорит Сергей Мельниченко. - Так, сначала было объявлено, что самолет вылетел из Куала-Лумпура в 00:41 ночи по местному времени, а "пропал" примерно в 02.40, то есть через два часа. Простые арифметические подсчеты говорят о том, что через два часа после вылета самолет бы находился примерно в 1400 км от точки вылета, а не в 160 км от побережья Малайзии. Нам известно, что метка от воздушного судна исчезла с экранов радиолокаторов гражданских авиадиспетчеров центра Судонг в 01:22 местного времени. И только в  02:40 диспетчерская служба известила авиакомпанию Malaysia Airlines, что ее самолет исчез.

История с украденными паспортами граждан Австрии и Италии, по которым на борт попали два человека неевропейской внешности тоже какая-то странная?...

Сергей Мельниченко: Руководитель Интерпола заявил, что иммиграционные службы Малайзии не обращались к базе данных Интерпола, содержащей информацию о 40 миллионах утраченных документов, среди которых были данные и в отношении двух использованных паспортов. Но это еще не все. Авиакомпания сначала сообщила, что пять человек  зарегистрировались на рейс, но не явились на посадку, и их багаж был снят с самолета. Позднее пришло сообщение, что из купивших билеты четыре человека не явились на регистрацию, а значит, и не сдавали багаж.

Все-таки почему так долго не могут обнаружить место падения лайнера? И что за странная информация о том, что авторегистраторы передавали информацию о работающих двигателях еще около 4-5 часов после пропадания метки от самолета?

Сергей Мельниченко: Как вы знаете, через двое суток после исчезновения самолета высокопоставленный военный Малайзии заявил, что военные локаторы страны вели метку от самолета, которая исчезла с гражданских локаторов, по которой было установлено, что самолет изменил курс в обратном направлении и, пролетев над Малайзией, исчез в середине Малаккского пролива. То есть не между Малайзией и Вьетнамом, а между Малайзией и Индонезией. Район поисков был расширен. Через сутки этот же военный сообщил, что его слова неправильно интерпретировали. Еще через день Малайзия обратилась за помощью к Индии и Таиланду в проведении поисков, то есть, несмотря на денонсацию заявления военных, было принято решение проводить поиски и в направлении Индийского океана. В тот же день появилась информация о том, что еще 9 марта (!) с китайского спутника было сфотографировано некоторое количество крупных обломков в Южно-Китайском море.

И фотографии были?

Сергей Мельниченко: Фотографии прилагались. И хотя по характеру изображения можно было скептически отнестись к такому сообщению, тем не менее, и оно было проверено - как и следовало ожидать, ничего, относящегося к самолету, обнаружено не было. Потом пришло сообщение, что приемоответчик самолета прекратил передачу над береговой чертой Вьетнама, в пределах предполагавшегося маршрута. Одновременно сообщалось, что автоматические регистраторы параметров работы двигателей передавали информацию о том, что двигатели работали еще около 4-5 часов после пропадания метки от самолета. Однако на седьмой день поисков и эта информация была опровергнута. Но информация о том, что воздушное судно развернулось в обратном направлении и проследовало в сторону Индии по установленным для гражданской авиации маршрутам, уже рассматривается довольно серьезно.

Информация настолько противоречивая, что вопросов становится только больше?

Сергей Мельниченко: Возникают предположения, что имеется какая-то информация, которую желают скрыть от международной общественности. Мы хотим повторить вопросы, которые требуют ответа, и задать новые:

- Почему не сработали никакие бортовые технические средства, которые могли бы передать в цифровом виде информацию о проблемах на воздушном судне? Они не сработали по технической причине или их кто-то преднамеренно отключил? Или они сработали, но информация об этом по каким-то причинам скрывается от общественности?

- Почему, если военные Малайзии знали о том, что самолет исчез в другом месте, поиски проводились не там? На чем основывалось принятие такого решения?

- Почему не сработал аварийный передатчик местоположения? Почему на современных воздушных судах не предусмотрены более надежные средства обнаружения, которые имели бы достаточный запас автономной работы и которые бы было невозможно отключить по ошибке либо злому умыслу?

- Почему в самолет в Куала-Лумпуре были допущены лица, выдававшие себя за других людей? Осуществляется ли проверка паспортов пассажиров в соответствии с базой данных Интерпола в 191 Договаривающемся Государстве ИКАО?

- Почему информация о том, что метка от воздушного судна, информация о продолжившейся работе приемоответчика, автоматические доклады о состоянии работы двигателей стали известны только через несколько суток после исчезновения самолета? Почему в таком случае поиск большей частью проводится на море, а не на земле?

- Почему публикующаяся информация носит непроверенный характер? 

- Наконец, самый главный вопрос: где самолет и что с ним произошло?

Анализ достоверно подтвержденной информации о рейсе МХ-370 позволяет предположить, что наиболее вероятной причиной исчезновения лайнера стали преднамеренные действия одного или нескольких лиц, имеющих опыт полетов, в результате которых были отключены средства связи и обнаружения, а воздушное судно уведено с запланированного маршрута. Вряд ли стоит серьезно рассматривать ошибку в пилотировании или отказ техники.

В истории авиации известно достаточно фактов, когда пропавший самолет (речь идет о достаточно больших воздушных судах) искали несколько лет. Некоторые из них были обнаружены через десятки лет после прекращения поисков. Судьба десятков самолетов остается тайной до сих пор.

Пока что остается надеяться, что местонахождение самолета будет установлено, и тогда расследователям придется искать ответы на вопросы, что это было: акт незаконного вмешательства (угон); акт саботажа со стороны пилота (или пилотов) или что-то еще?