Она же является старшим тренером сборной России по лыжным гонкам и биатлону спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. Ее спортсмены завоевали львиную долю золотых медалей для нашей команды.
Она не просто ставит людей "на ноги", она вдыхает в них новую жизнь. Сразу видно, что Ирина Громова - женщина волевая, решительная, строгая: короткая стрижка, уверенная походка, поставленный голос. Но выдают глаза. Взгляд у Ирины Александровны очень мягкий и добрый.
Почему говорят, что вы жесткий тренер?
Ирина Громова: Знаю, слышала. Но не согласна с этим. Жесткий - не совсем то слово в моем понимании. Я скорее требовательный, справедливый, объективный тренер. Причем требовательный не только к спортсменам, но и к самой себе. Когда я объясняю ребятам задание, глядя им в глаза, что-то внушаю им, я понимаю, что и себе спуску не могу дать. Даже если что-то болит или нет сил, я должна выйти обкатать лыжи, подготовить стрельбище. Так и получается, что прихожу на стадион в 7 утра, а ухожу последняя...
Откуда же появляются силы, энергия?
Ирина Громова: Оттуда, наверное (глазами показывает наверх. - Прим. авт.) Каждый, кто может помочь, должен помогать. Когда были Олимпийские игры, я читала, что американцы жалели и забирали с собой бездомных собак и щенков. А тут человек. Если он ко мне обратился, я не могу сказать "нет". Такая уж я по жизни. Хотя иногда и не получается помочь. У меня были ребята, которые приходили, два-три года занимались и больше не выдерживали. Вы же видите, это профессиональный спорт, огромный труд. Тренировки ежедневные: в дождь, в снег, в холод.
Но ведь ваша работа - не только муштровать, вы буквально вдохновляете людей на победу, дарите им новую жизнь, новую цель? Это тоже дар свыше?
Ирина Громова: Не могу сказать, что всегда была хорошим психологом. Это опыт, ошибки, анализ. Ты видишь, что спортсмен физически готов на сто процентов, а психологически "горит". Ты должен поймать этот момент, найти и сказать то самое нужное слово. Ты говоришь. И вот пацан буквально расцветает, выигрывает медаль, приходит, обнимает и благодарит. Эти ощущения уже не передать никакими словами.
Так и с Романом Петушковым было? Ведь в Ванкувере он остался без "золота". Зато сейчас герой Паралимпиады.
Ирина Громова: Есть старая, но мудрая истина: кто не умеет проигрывать, тот не выигрывает. Нужно было проиграть Ванкувер и мне, и ему, и другим моим ученикам, чтобы победить сейчас. Надо было переварить ту ситуацию и научиться на своих ошибках. После Ванкувера я говорила, что если бы у Ромы было все нормально с головой в плане морального настроя, отношения к делу, он бы уже на предыдущих Играх был бы не серебряным и бронзовым призером, а чемпионом. Но он пришел в команду в 28 лет. Это был взрослый, зрелый, состоявшийся, свободолюбивый мужчина. Мы не сразу нашли общий язык. Он не сразу понял, что для него важно. Но главное, что сейчас он все знает. У него был сумасшедший настрой на все гонки, который вселял уверенность и в окружающих. Мы много тренировались, прорабатывали каждую гонку. Он экономил, рассчитывал силы на все старты. Это большая совместная работа, которая принесла результат.
Есть и другая история - 16-летний Саша Проньков, который выиграл-таки свое "золото" в лыжных гонках в заключительный день соревнований. А в самом начале сидел на сборах в Интернете до полвторого ночи. Пришлось отчитать и объяснять, что здесь мы занимаемся другими делами, здесь у нас совсем другой режим. Не устраивает, не готов - домой. Через два дня он все понял. Но тут тоже надо найти баланс, чтобы это было и наказание, и урок. Когда меня в молодости выгнали, я развернулась и ушла. Я не могу повторить это со своими учениками.
Ребята - и ваши личные ученики Петушков, Коновалова, Быченок, и другие спортсмены сборной - постоянно благодарят тренеров, сервисменов, родителей и как будто забывают о себе, о своих заслугах.
Ирина Громова: Поверьте, это не заученные фразы. У нас нет слова "я", есть слово "мы". Мы - одна команда. Меня уважают не только дети, но и их родители. Я бы, например, хотела, чтобы мой сын нашел наставника, который будет понимать, вдохновлять. Своих родителей мы не слышим до поры до времени, пока сами не станем родителями. А у нас настоящая семья, мы друзья. Да, я иногда отчитываю, учу, кричу, но я всегда помогу. Потому что мы в ответе за тех, кого приручили.