Большинство стран ЕС выступает за сохранение хороших отношений с РФ

Участники заседания Совета Евросоюза, которое прошло в понедельник, явно не спешили объявлять о введении санкций в отношении России. Напротив, перед началом встречи большинство министров, признавая несогласие с позицией Москвы по Крыму, подтвердили необходимость дальнейшего диалога и сохранения хороших отношений с Москвой.

"Я не считаю правильным введение сплошных санкций в отношении деловых кругов и других групп, это стало бы плохим сигналом", - такое мнение высказал глава МИД Австрии. Руководитель МИД Люксембурга признал, что в нынешней ситуации "надо смотреть в глаза реальности". "Поскольку, чтобы поправить ситуацию, невозможно допустить военного вмешательства, которого никто не хочет, надо смотреть, как можно разобраться с тем, что произошло, пусть оно незаконно и противоречит международному праву", - так несколько витиевато Жан Ассельборн выразил то, о чем думают многие политики Старого Света. А именно, европейскому сообществу, давая оценку происходящим на Украине событиям, стоит проявить больший прагматизм и самостоятельность. Ведь в Европе еще не забыли нелицеприятные, порой попросту нецензурные оценки дипломатических усилий Брюсселя на Украине, которые дала в разговоре с послом США на Украине заместитель госсекретаря Виктория Нуланд. И хотя в ЕС сделали вид, что речь шла о частном разговоре, неприятный осадок от той утечки остался.

Даже непримиримо настроенный к крымскому референдуму министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский наряду с призывами поддержать санкционную линию Вашингтона проявил чудеса дипломатии. И в интервью немецкой газете "Хандельсблатт" подтвердил, что его страна "хочет как можно более хороших отношений с Россией". Правда, как это сочетается с санкциями, осталось за кадром.

Чем дольше в Старом Свете пытаются найти формулу, которая бы выразила неудовольствие Брюсселя российскими заявлениями о легитимности референдума в Крыму, а с другой не навредила торгово-экономическим отношениям с Москвой, тем становится очевидней, в какую ловушку загоняют себя европейские политики. Российское внешнеполитическое ведомство неоднократно предупреждало партнеров в ЕС, что любые попытки санкции в отношении Москвы будут носить зеркальный характер. Причем это касается как политической, так и экономической составляющих двухсторонних отношений.

Проблема Брюсселя заключается в том, что, один раз начав двигаться по санкционному пути под давлением со стороны Вашингтона, европейцам окажется трудно остановиться. Хотя риски и возможные потери, которые понесет Старый Свет от таких шагов в отношении России, окажутся куда значительней, чем американские потери.

Даже такой непримиримый сторонник вашингтонской линии, как глава МИД Литвы Линас Линкявичюс, не призывает к политическому бойкоту Москвы, отметив важность сохранения открытых каналов общения с Россией. "Потому что мы должны продолжать общаться", - цитирую Линкявичуса.

Впрочем, запущенный механизм "коллективного возмущения" ЕС проведением референдума в Крыму и готовностью России признать народное волеизъявление остановить не так просто. Тем более, нелегко сделать это на фоне "пластилиновой" готовности Киева подписать политическую декларацию об ассоциации с единой Европой на любых условиях. Так что в понедельник на заседании Совета Евросоюза был утвержден перечень шагов, призванных продемонстрировать неудовольствие Старого Света российской политикой. Речь идет о совместном заявлении, в котором не признаются итоги плебисцита в Крыму и высказывается предложение о развертывании специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине.

Впрочем, итоги референдума, на котором подавляющее большинство крымчан, пришедших на избирательные участки, высказались за вхождение полуострова в состав России, не позволят европейским политикам полностью проигнорировать результаты плебисцита. Когда 97 процентов жителей полуострова на избирательных участках определили свою дальнейшую судьбу, решив стать россиянами, то, по меньшей мере, странными на этом фоне выглядят высказывания министра иностранных дел Британии Уильяма Хейга, назвавшего результаты голосования "насмешкой над демократией". Видимо, под демократическим выбором Хейг понимает только те итоги народного волеизъявления, которые соответствуют британским и американским геополитическим интересам…

Тем временем стало известно, что Украина объявила частичную мобилизацию. Как говорится в Указе президента-самоназначенца Александра Турчинова, вооруженные силы Украины, национальной гвардии, других военных формирований переводятся на организацию и штаты военного времени. Озвучил документ в парламенте бывший комендант евромайдана, ныне исполняющий обязанности секретаря национальной безопасности Андрей Парубий. Добавлю, что украинские власти намерены включить в состав пресловутой национальной гвардии боевиков Правого сектора и прочих радикальных организаций. А в Брюсселе генеральный секретарь НАТО встретился с исполняющим обязанности министра иностранных дел Украины Андреем Дещицей. Говорили за закрытыми дверями без заявлений для прессы.

В киевском указе названо количество войск, которые намерены отмобилизовать украинские власти - 40 тысяч человек, в том числе 20 тысяч в составе национальной гвардии. Правда, в зачитанном парламенту документе не говорится, с кем собирается воевать Украина…      

Взгляд на украину

 

- Недавно к моему соседу приехали какие-то непонятные люди, положили охрану на землю, проехали и забрали все. И уехали. И никто теперь не знает кто это. С этого времени я, как первый президент Украины, сплю так: с одной стороны у меня пистолет, с другой - ружье. Скажите мне, я буду уважать такую власть, которая все время говорит, а я вынужден отстреливаться? Поэтому давайте перестанем говорить и начнем решать вопросы немедленно. Иначе это все философские доктрины и теория. Решать нужно немедленно. А не "да-да-да мы знаем, да-да-да порядок наведем". А там, в Москве, заявляют, что это "Правый сектор". Я не знаю, какой там сектор, но это пошло давно, и нужно что-то делать.

Запад повел себя безответственно

- Правительство ФРГ показало свою беспомощность, признав временное украинское правительство с правыми силами в виде антисемитов и неофашистов, пришедшее к власти явно незаконным путем.

Министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер проводит лицемерную внешнеполитическую линию. Он уже потерпел поражение при попытке урегулировать конфликт на Украине, при этом еще и сфотографировался с представителями правоэкстремистской партии "Свобода". Кроме того, совершенно не прояснен вопрос о том, кто спровоцировал эскалацию на майдане и с чьей стороны прозвучали выстрелы, в результате которых погибли десятки демонстрантов.

Безответственной со стороны Запада была поддержка правоэкстремистских сил на Украине, недопустимо было начинать диалог с фашистами и антисемитами, делать общение с ними "салонным". Украине нужно правительство национального единства, которое представляет все группы населения и в котором не будет представлена партия "Свобода".

Если бы для Запада была действительно важна защита украинских интересов, западная дипломатия не должна была поддерживать пришедшее к власти правительство путчистов.

Запад и прежде всего Америка потеряли всякое право критиковать нарушение международного права, которое якобы допустила Россия, поскольку они неоднократно сами действовали без оглядки на него. Вспомним хотя бы войны в Ираке, Афганистане и Югославии. Поэтому смешна попытка Запада наказать Россию путем введенных "санкций", за которые высказалось и правительство ФРГ, согласно заявлению, зачитанному 13 марта в бундестаге канцлером Ангелой Меркель.

В настоящее время наступило явное ухудшение отношений между Россией и Западом. К сожалению, лишь немногие западные политики, как, например, Эгон Бар (социал-демократ, соратник Вилли Брандта и основатель политической линии "изменение путем сближения" - РГ) рассматривает настоящее развитие событий под критическим углом зрения.

Разумная внешняя политика Запада должна обязательно учитывать интересы России в этом регионе. Иначе хороших отношений между нами быть не может.

Главный вопрос - станет ли Украина управляемой?

- Прежде всего: Украина и Крым - это две разные проблемы. Крым был завоеван Россией два века назад при Екатерине II. Хрущев по необъяснимым причинам отдал его Украине. Я помню, я был очень молодым и подумал - что это такое? Но тогда это не имело большого значения, потому что все происходило в границах СССР. Сейчас вопрос простой. Большинство людей, живущих в Крыму, которые двести лет были русскими и только 50 лет, как крымчане, но на Украине. Хотят ли они воссоединиться с Россией или остаться? Это проблема мирная, демократическая, которую нужно решать спокойно. Это внутреннее дело только этих двух заинтересованных сторон. Западная Европа не имеет к этому отношения. Это выбор населения Крыма.

Как только будет принято решение и большинство населения выскажется, то соответственно проблема исчезнет. И с этого момента украинский вопрос не будет уже являться источником противостояния России и Франции, всей Европы. Нужно искать решение спокойно. Незачем угрожать России, это ни к чему не приводит. Я считаю, что в любом случае Украина будет находиться в Европе особняком. Она не станет членом ЕС - это невозможно. Она не может быть членом НАТО - это невозможно. Но она может быть привилегированным партнером Европы. Хотя нужно еще посмотреть, как это будет выглядеть.

Много мнений в Европе, нет такого уж однозначного. Есть разные восточные страны - Польша, Венгрия, Чехия. Есть западные - Франция, Испания, Италия, которые видят вас по-другому. По-моему видению, во Франции сейчас нет русофобии. Просто в России сильный режим. Сила всегда беспокоит. Какие будут приняты решения? А вдруг они опасны? Но отторжения нет. Мы - не антирусские во Франции. Напротив. Мы чувствуем, что мы близки с Россией. Я думаю, во всем этом нужно спокойствие. Мы развели много шума. Было слишком много угроз произнесено. Проблема была раздута. А ведь главный вопрос сегодня - станет ли Украина управляемой? Это проблема сложная, и нужно на этом остановиться.