И сегодня ему посвящают панегирики, называют артистом "шаляпинского типа, которым под стать играть натуры мощные, величественные". Спокойствием и уверенностью веяло от его героев: не суетен, не мелочен, душевно щедр, человечен и мудр. Надежный…
Впервые он вышел на сцену в 20 лет. Это было в Киевском театре Леси Украинки, театре прославленных мастеров, у которых учиться профессии - счастье. Но амбициозному красавцу, казалось, и целого мира мало. В 1965 году он уже в Москве, в ГИТИСе им. А. В. Луначарского, его любимый педагог на курсе - дочь С.Михоэлса. Москва подарила молодому человеку массу интересных встреч и дружб. В доме у Михаила Рома собирались его студенты ВГИКа: Кончаловский, Тарковский, Митта... Соколов стал сниматься в кино у таких известных режиссеров, как И.Авербах ("Объяснение в любви"), В.Мотыль ("Звезда пленительного счастья"), Г. Полока… Москва 1970-х - это театральная Мекка, где властителями дум были Эфрос и Любимов, Ефремов и Завадский, Плучек и Гончаров. После института в творческом становлении Соколова наступил самый напряженный период. Это было уже в Риге, и это был золотой век Рижской русской драмы, где за пять лет актер сыграл 20 ролей в спектаклях Аркадия Каца.
А в Ленинград он попал по приглашению Г.А. Товстоногова. Соблазн был велик, и молодой актер с героической внешностью и отличной выучкой оказался в труппе БДТ. Но роли, как это случилось в Риге, на него не посыпались, а ждать у моря погоды и уж тем более стоять с алебардой в восьмом ряду стражников - не в его характере. Тогда Соколов пришел в Театр Ленинского комсомола к молодому Г. Опоркову. Но ненадолго. Снова позвал Товстоногов, теперь уже - на роль в спектакле "Дом на песке" Р. Ибрагимбекова. И опять романа с БДТ не случилось. Работа не задалась. Так после долгих метаний судьба привела его в театр им. В. Ф. Комиссаржевской. Здесь, на пике популярности театра Рубена Агамирзяна, талант артиста возмужал. Режиссер верно рассчитал, предложив роль Кэлина в пьесе И. Друцэ "Святая святых". Роль оказалась судьбоносной - пришел оглушительный успех. Вскоре зритель шел не просто на спектакль театра им. В.Ф. Комиссаржевской - он шел на Соколова. Шел на вальяжного и трагичного Мышлаевского из "Дней Турбиных", на Журдена, на Алыпова в "Колыме", на Кина, на упоительно смешного трансвестита из фривольных "Французских штучек"…
Казалось, он существовал над амплуа, ломая все каноны: героические персонажи заряжал юмором. Комедийные, острохарактерные - вызывали сочувствие, как истинные герои. Даже в гротеске "Чичиков" просвечивала личность нелепого и стихийного враля Ноздрева.
Артисты такого уровня охраняют честь и достоинство профессии на телеэкране. Недаром Соколов принимал участие в сокуровском проекте "Русский ковчег". У сегодняшних героев Соколова - больше горькой иронии. Что поделаешь: дух времени таков.
Так Театр им. Комиссаржевской стал для актера и пристанью, и домом.