Гостиничный бизнес в России переживает новую стадию развития, странно звучит, но это так. Сочинские гостиничные рекорды, казанские достижения, открытия, прошедшие в последние два-три года, - все это изменило рынок, конъюнктуру предложения средств размещения. Появились города и регионы, где выходы новых отелей надо крайне аккуратно рассчитывать, рынок, который перенасыщен разного типа предложением: Ростов, Екатеринбург, Сочи, Казань, Санкт-Петербург и т.д. Каждый новый отель на довольно стабильном спросе только забирает часть бизнеса у уже существующих, размазывая полученный поток туристов на все объекты. В итоге все теряют. Многие консультанты традиционно при составлении бизнес-планов инвесторам анализируют рынок в состоянии "как есть" и говорят, что будет так же и не меньше. Однако такой подход не работает и приводит к инвест-разочарованию.
Принятые статистические нормы расчета и анализа рынка о размере турпотока, количестве туристов, их типов, количестве средств размещения, санаториев, баз, агродомов, зеленых домов не позволяют объективно и безапелляционно делать выводы о размерах рынка спроса и предложения. Эксперты высказывают свое мнение, которое иногда различается на десятки тысяч и основывается лишь на методологии или, лучше сказать, логике расчета/оценки этих данных. Этот факт крайне сильно влияет на рынок: сформировать нормальный прогноз объема спроса и предложения не получается, и новые отели создаются без реального анализа, а следовательно, с высоким риском будущей конкуренции, убыточности для своего инвестора.
Сети опутывают страну. Тенденция набрала обороты - гостиничные сети, преимущественно международные, открывают свои отели по всей стране. Объектом их интереса являются не только города-миллионники, но и второй и третий эшелон территорий. Наиболее активными являются Rezidor, Accor, Intercontinetal, однако Hilton с брендами 4 и 3 звезды из своего портфеля, Windham, Tulip не отстают и тоже расширяют представительство на территории РФ. Можно прогнозировать, что наша страна не пойдет по стопам Америки, а вот европейский и азиатский путь скорее будет нашим вектором. Так, количество сетевых объектов будет составлять от 10% от всех объектов гостиничного хозяйства страны, что уже немало. Но при этом показатель никогда не достигнет 40-50%, что станет уверенной отличительной чертой рынка РФ - комбинация сетевых объектов, частных отелей, гостиниц непрофессиональных игроков, разовых проектов noname.
Также изменяется структура дистрибьюции. Существовавшая бизнес-модель продаж гостиничных услуг с преимущественным вовлечением туристических операторов и агентств безвозвратно ушла в прошлое. Онлайн-продажи от 3% уверенно во многих городах и гостиницах перешли рубеж 20%, а у некоторых и 30%. Ежегодный прирост в ближайшие два года во многих отелях составит 2-3% в год. Этот факт заставит службы маркетинга и продаж работать в онлайн-пространстве, обновлять сайты, внедрять системы электронных платежей, контролировать позиции по цене в режиме онлайн.
Рост конкуренции в предложении, снижение количества покупателей гостиничных услуг неминуемо приведут к падению чистого операционного дохода (до расходов собственника, налогов, страхования, амортизации, управления). Города, в которых показатели 48-50% были реальностью последние 10 лет, станут историей. Показатели будут стремиться к уровню 36-40%. Мы прогнозируем падение на 8-10% операционной рентабельности отелей в период 5-6 лет в крупнейших регионах России.
На фоне изменения рыночной ситуации в стране появилось значительное количество инвесторов. Безусловно, большинство из них "вынужденные" (когда строительство отеля - это форма обременения для бизнесмена) или "эмоциональные" (создание гостиницы для детей, жены, спутницы, чтобы было чем заняться). Тенденцией же становится увеличение количества профессиональных инвесторов, в портфеле которых более 5-7 проектов. Вложения в гостиничную коммерческую недвижимость обрели смысл для этой группы игроков, они хорошо разбираются в основах, ключевых показателях эффективности, моментах, которые могут позволить работать объекту лучше. Мы прогнозируем, что около 3% отелей на рынке будут принадлежать профессиональным инвесторам.
Новый для большинства регионов сегмент рынка - апартаменты. Чего только не увидишь под этим названием - и номера в отелях с кухней, квартиры на сутки, аренда на месяц с мебелью и уборкой, квартиры без прописки, без ремонта и многое другое. Однако эксперты прогнозируют систематизацию этого рынка, появление прозрачных правил игры, терминологии, разделение апарт-отелей и жилья на продажу, внедрение требований к социальной инфраструктуре, услугам в таких комплексах.
Много лет при разговоре с международными игроками слово "курорт" произносить было нельзя. Конечно, в мире профессионального гостеприимства курорт - это устойчивые 5-6 месяцев тепла или холода, но вот на территории нашей прекрасной географически раскинутой страны найти такие места почти невозможно. Самый длинный сезон это 50-60 дней счастья, снежного или теплого. Одновременно с развитием курортов Краснодарского края, реализации проектов особых экономических зон туристско-рекреационного типа на Алтае и Байкале ситуация изменяется, и эта тенденция будет продолжена. Программы стимулирования внутреннего туризма, путешествий по стране, популяризация познаний своей страны, любовь к природе России и ее регионов будет удачно влиять на развитие курортных территорий, стимулировать не только крупные инвестпроекты, но и развитие мелкого бизнеса проката, сувениров, услуг и анимации, роста качества сервиса и профессионализма вовлеченных в индустрию людей.