Что же ограничивает рост таких проектов со стороны муниципальных, региональных, федеральных органов власти? Почему частный бизнес не столь активно, как хотелось бы, инициирует ГЧП-проекты? Какова позиция финансирующих организаций? Об этом шла речь на первом пленарном заседании инфраструктурного конгресса "Российская неделя ГЧП".
"Очевидно, что для многих инвесторов партнерство с государством носит различные форматы и характеры. Работать с бюджетными деньгами или обязательствами трудно, это требует прозрачных правил, отчетности, - отметил министр РФ Михаил Абызов. - С другой же стороны, государство может быть эффективным драйвером, который снижает уровень рисков для частного капитала".
Министр подчеркнул, что развить эффективную инфраструктуру исключительно за счет капитальных вложений государства невозможно. Необходимо усиливать работу инструментов ГЧП, как институциональных, так и законодательных. "Инфраструктура, которая полностью создается за счет капитальных вложений государства, для пользователей бесплатна, либо плата символична. Очевидно, что нагрузка на пользователей частной инфраструктуры будет рыночной. ГЧП между этими двумя вариантами является промежуточным. С одной стороны, минимальная стоимость для потребителя, с другой - формат, при котором на потребителя не возлагаются все риски, - объяснил Абызов. - ГЧП должно иметь некую общую базу, при этом к каждому проекту необходим индивидуальный подход. Только при детальном обсуждении, подстройке под инструментарий для конкретного инвестора можно получить качественный проект и результат.
Замминистра экономического развития Сергей Беляков заявил, что задача государства - каждый раз тщательно выбирать тот или иной инструмент или механизм, который станет эффективным способом эксплуатации того или иного объекта. Кроме того, задача не просто создать инфраструктуру, а сделать исполнение социальных функций более эффективным.
Но для решения этих задач частный инвестор должен доверять государственному партнеру и наоборот. На форуме отмечалось, что такого доверия пока нет. Закон о ГЧП призван создать систему, гарантирующую интересы обеих сторон, - публичного и частного партнеров. Однако председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев полагает, что даже после принятия закона о ГЧП вала проектов ГЧП не будет. "Изучив концессионный рынок, - обратил внимание Селезнев, - мы подсчитали, что на федеральном рынке их восемь, а в регионах - 71. Вдобавок с 2005 года заключено 1300 концессионных соглашений. Большая часть проектов реализуется в социальной сфере".
Почему таких проектов немного? Павел Селезнев подчеркнул, что это новая сфера для российской экономики, государственного управления. "Не будет профессиональных чиновников, не будет проектов, - заявил Селезнев. - Именно в ГЧП заказчиком проектов выступает государство, которое должно быть квалифицированным в этой сфере. Ряд регионов подходит системно к выстраиванию ГЧП-проектов, появляются комитеты, специальные структуры, которые развивают партнерство с бизнесом у себя в регионах. Некоторые субъекты имеют свои региональные законы, акты, регулирующие развитие ГЧП. Как правило, именно туда и направляются инвесторы. Потенциал рынка в ближайшие пять лет Селезнев оценивает еще в триллион. Сегодня, по его данным, в России реализуется 131 ГЧП-проект в разных формах. Большая часть - концессии. Около 40 проектов ГЧП реализуется в рамках региональных законов ГЧП.
В качестве частных партнеров государству интересно привлекать иностранных инвесторов. Но им нужна стабильная доходность, а риски, наоборот, не нужны. Вице-президент по инфраструктуре Российского фонда прямых инвестиций Георгий Чичерин обратил внимание на проблему, когда инвесторы, готовые рисковать своими деньгами, не удовлетворены возможной доходностью. А те, кто доходностью как раз доволен, пугается страновых рисков. В результате Россия часто попадает в "серую" зону отечественных и мировых капиталов.