4 трагичных образа Катина-Ярцева

18 марта 1994 года ушел из жизни замечательный актер и выдающийся педагог Юрий Катин-Ярцев.
 
Многие зрители запомнили его, как сказочного персонажа Джузеппе из "Приключений Буратино". Коллеги всегда отдавали дань его непревзойденному педагогическому дару: Катин-Ярцев более 40 лет считался  лучшим преподавателем кафедры актерского мастерства Щукинского училища. Многие его ученики стали выдающимися актерами:  Наталья Гундарева, Константин Райкин, Юрий Богатырев, Наталья Варлей, Вениамин Смехов, Юрий Васильев, Галина Беляева, Леонид Ярмольник и многие другие.

Но, помимо преподавательской деятельности, Катин-Ярцев очень много снимался в кино. С 70-х по 90-е годы прошлого века он снялся более чем в 100 фильмах. В основном  это были небольшие роли, но яркие - полные эмоций и драматизма. "РГ" вспоминает трагичные образы легендарного актера.

1. Суворов в историческом  фильме "Багратион"

В совместном советско-грузинском фильме режиссеров Гиули Чохонелидзе и Карамана Мгеладзе, рассказывающем о последних днях героя Бородинской битвы полководца Петра Багратиона, Катин-Ярцев играет эпизодическую роль Суворова.

Актер очень гордился этой свой работой. Он считал, что очень похож на прославленного полководца. Конечно, до высот Александра Васильевича , который, как известно, не проиграл ни одного из своих 60 сражений , дотянуться было невозможно. Хотя и Катину-Ярцеву повоевать пришлось: во время Великой  Отечественной он служил в железнодорожных войсках, строил мосты на Дальнем Востоке, затем попал в действующую армию, на Воронежский фронт. Он был участником боев на Курской дуге, воевал на I Украинском фронте и IV Украинском фронтах. Катин-Ярцев был поразительно внешне похож на  Суворова: такой же невысокий, худой, с пухом седых непослушных волос, хитринкой в глазах.

Во время съемок картины Юрий Васильевич тяжело болел, с трудом выдерживал нагрузки в экспедиции, но  тем не менее, стоически выполнял все просьбы режиссера, и даже ездил на коне по горам, когда снимались сцены перехода Суворова через Альпы.

2. Владимир Пуришкевич в фильме "Агония"

Судьба картины Элема Климова о заговоре против Григория Распутина охватывает несколько десятилетий. Задуманная еще в 1966 году, на экраны она вышла лишь в 1985-м.

Климов не захотел экранизировать пьесу Алексея Толстого "Заговор императрицы", посчитав ее "картонной вещью", и попросил написать новый сценарий Александра  Володина. Володин отказался, и тогда Климов обратился с тем же предложением к И. Нусинову и С. Лунгину (авторам сценария одного из его предыдущих фильмов - "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен"). Но и их сценарий в итоге не устроил советское киношное начальство. Фильм два раза начинали снимать и два раза останавливали.

В третий раз фильм начал сниматься в 1973 году , через два года он был готов, но в прокат так и не вышел. В 1978 году был возвращен Климову на доработку. В 1981 году "Агония" была продана за рубеж, показана во Франции, США, других странах. На отечественных экранах картина появилась лишь в горбачевскую перестройку. Катин-Ярцев сыграл у Климова Владимира Пуришкевича, видного политического деятеля  начала ХХ века, монархиста, одного из главных организаторов заговора и убийства Григория Распутина (по одной из версий именно он застрелил Распутина).

Сам Климов так впоследствии охарактеризовал работу Катина-Ярцева: "Пуришкевич - фигура весьма непростая, человек бешеного темперамента, крайних взглядов. Именно он был основным убийцей Распутина, и Юрий Васильевич это прекрасно передал. В конце фильма есть долгий крупный план: Пуришкевич среди книг. И там он сыграл... смерть. Без слов". Как известно, прожив бурную жизнь, Пуришкевич умер от тифа в Новороссийске в 1920 году.

3. Богодул в фильме " Прощание"

Фильм по повести Валентина Распутина "Прощание с Матерой" задумала снять супруга  Элема Климова  режиссер Лариса Шепитько. Уже была готова экспедиция на Селигер, где планировались съемки этой пронзительной драмы о судьбе деревни, готовящейся  к затоплению из-за очередной стройки века. Но 2 июля 1979 года Лариса Шепитько и несколько членов съемочной группы разбились в автокатастрофе. Элем Климов снял фильм, назвав его просто "Прощанием".

Катин-Ярцев сыграл там Богодула - странного персонажа, старожила Матеры, который до последнего сопротивлялся и не хотел покидать родные места. "И опять он оказался на месте,- вспоминал Элем Климов.-  В финале была такая картина: вечное дерево, которое все время сбивали бульдозером, жгли, но оно выстояло; рядом - главная героиня (Стефания Станюта), в предсмертном состоянии прижалась к обгоревшему стволу, как бы сливаясь с ним. И к ней подходит Богодул, хлюпая по грязи, становится на колени и смотрит на нее. И вот два крупных плана: она, которая уже ничего не видит, и он, стоя в грязи на коленях, смотрит на нее. Сколько им обоим лет - неизвестно, ведь это люди вне возраста. Но мы должны были понять, что он всю жизнь ее любил... Как он сыграл! К сожалению, этот кусок не вошел в фильм. Но я познакомился с актером, который сыграл и смерть, и любовь. Без единого слова".

4. Габсбург- Пузанков в фильме "Возвращение "Броненосца"

Последней работой в кино Юрия Катина-Ярцева стала маленькая роль пожилого иллюзиониста Габсбурга-Пузанкова в фильме Геннадия Полоки "Возвращение "Броненосца". Этот приключенческий фильм снимался к 100-летию кинематографа. Эпиграфом к нему стала фраза:  "Любимому искусству, его кумирам и неудачникам посвящается". Картина с нелепым и трогательным иллюзионистом, попавшим в жернова истории, вышла уже поле смерти Катина-Ярцева.

Сам актер никогда не считал  , что есть большие и маленькие роли. Своим ученикам он говорил: "В отрывке существуй ради партнера, чувствуй, как ему удобней, как ему выгодней во всем. Играй партнера - и ты выиграешь во сто крат, чем если ты будешь занят собою и упиваться собою". Он так и жил сам: по воспоминаниям знавших его людей, Юрий Васильевич был совершенно лишен какой-то профессиональной зависти и ревности.