Доступ мини-НПЗ к трубопроводам снизит качество нефти

Доступ мини-НПЗ к трубопроводам может привести к снижению качества нефти и росту числа незаконных врезок. В то же время, по мнению Федеральной антимонопольной службы (ФАС), правила подключения к трубе необходимо менять - наступили другие рыночные условия. Полемика на эту тему возникла в ходе девятого экспертного совета компании "Транснефть".

Сегодня, напомним, действуют правила подключения НПЗ к нефтепроводам, которые были приняты в декабре 2009 года. В них, в частности, прописано, что завод должен проводить вторичную переработку нефти. Степень переработки должна быть не менее 70%. Кроме этого, завод, подключаемый к нефтепроводу, должен предоставить "документы, подтверждающие намерения производителей нефти поставлять планируемое количество нефти на завод в течение 3 лет после ввода его в эксплуатацию, с указанием ежемесячных объемов поставки нефти". Также НПЗ должен проинформировать о планируемых объемах переработки, потребности в объемах транспортировки нефти с указанием предполагаемых поставщиков нефти и пункта сдачи-приема нефти в магистральные трубопроводы.

ФАС работала над совершенствованием правил подключения к нефтепроводам, исходя из заявлений, поступивших в адрес ведомства от ряда небольших компаний и накопленного в течение 10 лет опыта взаимодействия с нефтяной отраслью, заявил начальник управления контроля ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин. Суть предложений ФАС по изменениям правил состоит в исключении тех пунктов, которые требуют предоставить в минэнерго и "Транснефть" документы, подтверждающие намерения поставлять планируемое количество нефти на завод в течение трех лет после ввода его в эксплуатацию. Второе требование, которое ФАС также предлагает отменить, это включение строящегося НПЗ в реестр минэнерго. По мнению ФАС, наличие строящегося НПЗ в реестре не несет никакой функциональной нагрузки, но для внесения в него требуется пройти ряд лишних бюрократических процедур.

При этом, подчеркнул Махонин, речь абсолютно не идет о том, чтобы в новых правилах оставить необходимость предоставления нефтеперерабатывающим заводом при подключении к трубе 3-летнего графика поставок с планом по объемам. "О каких трехлетних договорах может идти речь, если то или иное НПЗ покупает нефть на бирже, например, в связи с текущими потребностями? Это невозможно!" - заметил он.

Тренд ФАС на развитие конкуренции - абсолютно правильный, поддержал коллегу заслуженный эксперт ФАС Олег Коломийченко. "Сегодня биржевая торговля, по сути, единственный доступный способ обеспечения независимых нефтепереработчиков сырьем. При этом стоит понимать, что и у вертикально интегрированных компаний есть дефицит нефтепродуктов и они тоже будут покупать их на бирже", - предупредил он.

Вице-президент компании "Транснефть" Михаил Барков подчеркнул, что предлагаемые ФАС изменения правил носят революционный характер и могут иметь определенные негативные последствия как внутри страны, так и за ее пределами. Как конкретно - рассказали другие участники экспертного совета.

Руководитель управления стратегического развития "Транснефти" Расим Мингазетдинов привел пример схемы действия нефтепровода с подключенными к нему действующими НПЗ и заметил, что при подключении новых заводов с неизвестным количеством и качеством нефти планировать грузопотоки, объемы и качество нефти на конце в порту невозможно.

Почему количество и качество нефтепродуктов остаются "за кадром"? Все дело в том, что в России уже есть 305 объектов, которые имеют лицензию на переработку нефти. А в специализированный реестр внесены всего 63 НПЗ, остальные делают нефтепродукты неизвестного качества.

Качество нефти действительно падает, подтвердил заместитель вице-президента "Транснефти" Игорь Кацал. "По западному направлению высокосернистая нефть идет на экспорт, например, в 2008 году - 52,7 млн тонн, в 2013-м - 60 млн. Демократизация этого процесса приведет к еще большему ухудшению качества в системе", - считает он.

При этом, если говорить про мини-НПЗ, то еще в 2010 году проведенная Ростехнадзором проверка показала, что у 19% из них отсутствует лицензия на эксплуатацию, а глубиной переработки нефти до 50% могут "похвастать" 75% таких "самоваров". При этом средства контроля, управления и противоаварийной защиты, установки пожарной сигнализации, системы пожаротушения отсутствуют чуть ли не у 90% проверенных мини-заводов, а 80% из них не имеют материальных и финансовых ресурсов для ликвидации аварий и их последствий.

На эти цифры представитель Дмитрий Махонин заметил, что ФАС ни в коей мере не желает потери качества и количества нефтепродуктов в трубе. Более того, задал он встречный вопрос, как быть, "если на рынке появится нормальный, ответственный производитель, который хочет подключиться, но у него нет своего месторождения и нефть он может купить только на бирже? Контракты на 3 года - не получится, а нефть ему нельзя!"

Итог обсуждению неожиданно подвел президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Он заметил, что готов подписаться под каждой фразой о том, что продукция "самоваров" и мини-НПЗ наносит колоссальный вред рынку. И подчеркнул, что в предложении ФАС речь идет об устранении дискриминаций подключения для добросовестных заводов. "70% переработки глубины, наличие вторичной переработки - обязательно, и от этого никто не отказывается!" - заметил он. К тому же, резюмировал Евгений Аркуша, "целая плеяда участников Российского топливного союза готовы строить свои НПЗ, добросовестно работать, но они не видят возможности, так как подключение к трубе сейчас очень сложное. И эту практику надо менять".