Эксперт: Большинство проектов ГЧП умирает на ранних стадиях

На практической сессии "Государство - квалифицированный заказчик: как грамотно подготовить проект ГЧП и оценить эффективность его реализации", которая прошла на Российской неделе ГЧП, были представлены рекомендации по оценке эффективности реализации проектов ГЧП. Планируется, что рекомендации лягут в основу методики, которая будет утверждена правительством РФ и станет обязательной для регионов.

Оценка эффективности реализации проектов ГЧП является обязательным условием для вступления в силу некоторых положений проекта Федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в РФ", который готовится ко второму чтению в Госдуме.

По словам начальника отдела развития ГЧП Департамента инвестиционной политики и развития ГЧП Минэкономразвития России Марии Ярмальчук, эта оценка важна в первую очередь потому, что сегодня не сформировано системного подхода. "Существует разное количество оценок инвестиционной привлекательности проектов - у Минрегиона России, Минэкономразвития России, субъектов РФ, но при этом единого подхода нет. Мы должны создать единый подход и опробировать его на каждом проекте и тогда уже обоснованно переходить к выбору формата реализации такого проекта", - подчеркнула Ярмальчук.

По оценке международных специалистов, до 95% проектов умирает на стадии разработки, переговоров и не доходит даже до подписания. По мнению старшего юридического советника ЕБРР Алексея Зверева, для решения этой проблемы необходимо повысить уровень подготовки проектов. Поэтому разрабатываемая методика содержит требования к пакету первичной и полной документации по проекту. Помимо этого, оценка эффективности должна стать реальным инструментом, который позволит субъектам РФ обосновывать контрольно-надзорным органам, почему решено реализовывать проект в той или иной правовой форме - концессия, региональное ГЧП и пр.

Председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев отметил, что формируемый документ носит достаточно сложный характер, в нем учитывается российская специфика, уровень развития регионов, опыт реализации проектов ГЧП и пр. Но при этом методика, которая ляжет в основу постановления, должна быть достаточно унифицированной, простой и самое главное - применимой, потому что именно она, впоследствии, будет регулировать рынок государственно-частного партнерства.

Для наглядного примера на практической сессии был представлен первичный этап оценки эффективности реализации публичного инвестиционного проекта на примере автодорожного объекта. В качестве способов реализации были рассмотрены два варианта - концессионное соглашение с платой концедента и традиционная модель госзакупки. В первую очередь были оценены затраты бюджета при обоих способах. По результатам представленных расчетов экономическая стоимость затрат при реализации проекта по модели госзакупки превзошла затраты при ГЧП практически в 3,5 раза.

Эксперт Центра развития ГЧП Алексей Конгулов, представляя результаты оценки, отметил, в данном случае сравнивая концессию и госзакупки, что ГЧП как способ реализации оказалось существенно эффективнее. При этом значительная часть рисков закрепляется за публичным партнером, и применяемая модель ГЧП в достаточной мере конкурентоспособна только с традиционной моделью госзакупок.

Заместитель председателя правления ГК "Автодор" Александр Носов утверждает, что формирование такой методики будет очень важно и во многом упростит решение проблем и задач как для субъектов РФ, так и для государственных компаний. В свою очередь, он порекомендовал оставлять определенную гибкость, потому что большая детализация, усложнение параметров оценки приведет к усложнению самой процедуры и к затягиванию сроков проекта.

По мнению экспертов, государственно-частное партнерство далеко не всегда является наиболее эффективным способом реализации проекта, поэтому важно, чтобы публичная сторона имела необходимый инструментарий, позволяющий сделать правильный выбор.