Новости

18.03.2014 17:45
Рубрика: Культура

В Смоленске выставили "Путешествие Екатерины в Крым"

Текст: Дмитрий Раичев (Смоленск)
В художественной галерее Смоленского государственного музея-заповедника во вторник открылась выставка одной картины - работы неизвестного художника XVIII века, посвященной путешествию императрицы Екатерины II в Крым, названный ею "лучшей жемчужиной" своей короны.

- Картина попала в историко-археологический музей в Смоленске в конце XIX века, откуда она поступила - неизвестно, - рассказала во вторник научный сотрудник музея-заповедника Татьяна Павлова. - Есть предположение, что побудительным мотивом для ее написания для неизвестного художника стало то обстоятельство, что в ходе своего таврического вояжа Екатерина Великая посетила Смоленск. Эта картина станет частью новой экспозиции исторического музея, а у нас она будет выставлена в течение недели.

Картина написана по оригинальной работе художника Фердинанда де Мейса, уроженца Фландрии, приехавшего в Россию примерно в 1783 году и получившего известность в придворных и аристократических кругах благодаря своим миниатюрным портретам. В 1787 году де Мейс начал создание композиции, посвященной легендарному путешествию императрицы в Тавриду. Собственных впечатлений на этот счет он не имел, а потому прибегнул к аллегории. Художник изобразил Екатерину в образе богини, северной Минервы, со скипетром и факелом в руках. На колеснице, запряженной четырьмя конями, которыми правят Гении, она проезжает по благоденствующим, процветающим, благоустроенным землям вверенного ей провидением края. Счастливые подданные - поселяне, духовенство, люди среднего чина и прочие - выходят ей навстречу. Первоначально художник создал рисунок на бумаге, который впоследствии его стараниями широко распространился в виде литографии. Картина же, сюжет которой был позаимствован у де Мейса, хранящаяся в Смоленске, написана маслом.

"Таврический вояж" императрицы в 1787 году стал отчасти инспекционной поездкой по землям, отданным в управление князя Григория Потемкина, отчасти политической демонстрацией, призванной явить величие империи перед ее соседями. Но главной побудительной причиной было желание императрицы увидеть новые земли, присоединенные к России в результате кровопролитных войн за четыре года до этого.

Маршрут путешествия был объявлен почти за год до его начала. Путь пролегал "... через Смоленск, Новгород-Северский, Чернигов, в Киев, оттуда по вскрытии вод на судах по Днепру до Нового Кайдака, где назначено быть губернскому городу Екатеринославлю, от сего же места сухим путем в Херсон, область Таврическую, и возвратно через Черкасск, Бахмут, Изюм, Харьков, Курск, Орел, Тулу и Москву". 1 января роскошный императорский поезд из 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 саней запасных двинулся в путь. Сама императрица ехала в карете на 12 персон, запряженной 40 лошадьми, где ее сопровождали придворные, представители иностранных дипломатических миссий, и прислуга. Следом двигался "почивальный возок" императрицы. Всего в императорской свите было до трех тысяч человек.

Культура Арт Живопись Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Смоленская область Смоленск РГ-Видео