В Уфе Владимир Васильев прочитал детям сказки

В Уфе народный артист СССР, танцовщик и балетмейстер, режиссер и педагог Владимир Васильев принял участие в творческом проекте "Детский альбом".

"Альбом" задуман дирижером симфонического оркестра Башкирского театра оперы и балета Раушаном Якуповым как просветительский. Он разбит на главы, каждая из которых представляет собой концерт, где звучат художественные произведения и симфоническая музыка, написанная на их основе. Предназначено это для детей младшего возраста, в основном из приютов или многодетных семей.

Если в первой главе их знакомили со сказкой Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король" и музыкой Чайковского, а также с симфонической сказкой Прокофьева "Петя и Волк", то во второй главе был только Пушкин. Для концерта выбрали "Сказку о Золотом петушке" в сочетании с сюитой из оперы Римского-Корсакова и "Сказку о Попе и о работника его Балде" в сопровождении музыки Шостаковича.

Художественное слово звучало из уст Владимира Васильева. Тех, кто знаком с личностью знаменитого танцовщика, это не удивляет. Оставив Большой театр, которому отдано более 30 лет жизни, он стал развивать другие аспекты своей одаренности и стал известен как самобытный художник и талантливый чтец. Достаточно вспомнить его участие в поэтическом цикле "Послушайте!" на телеканале "Культура".

И вот юным уфимцам удалось увидеть Владимира Васильева воочию. Он настолько вжился в роль сказочника, повествующего о "небылицах в лицах", что разыграл целый спектакль, в чем ему охотно помогал симфонический оркестр и дирижер.

Артист рассказал ребятам, что "Золотого петушка" ему читала мама в 1943 году, в холодной московской квартире. Поэзия творила чудеса - персонажи потом снились, а создаваемая ими атмосфера примиряла с жестокой действительностью. А на вторую сказку Владимир Васильев поставил в 2006 году в Пермском театре балет "Балда". По словам Раушана Якупова, работавшего тогда в Перми, это было потрясающее зрелище.

- Когда софиты уже потухли, а занавес еще не открылся, на сцену вышел Владимир Викторович. Он произнес всего две строчки - и атмосфера пошла... Вспоминая это, я подумал, как здорово, если бы он читал Пушкина у нас в "Детском альбоме". Мы искали не драматического актера, а человека харизматичного, которого интересно слушать, - рассказал дирижер.

Для Владимира Васильева сотрудничество с симфоническими коллективами - дело привычное и любимое. Он рассказал, как много лет назад поддержал идею Светланы Безродной создать оркестр, известный сегодня как российский государственный академический камерный "Вивальди-оркестр". Владимир Васильев выступает постановщиком и даже ведущим его концертных программ.

- Я работал с разными симфоническими оркестрами. Совсем недавно - с Владимиром Федосеевым в концертном зале имени Чайковского, где была опера "Русалка", - сообщил он. - Это не самая моя любимая опера. Когда она шла в Большом, то казалась скучноватой. Но когда мне предложили поставить ее в концертном варианте, я не мог отказаться. Концертное исполнение - это когда звучит музыка, а солисты выходят на сцену и поют, без декораций и действия. Но как создать при этом образ? Помогло то, что я много рисую, и я решил, что на стены зала будет проецироваться моя живопись. Оказалось, это то, что нужно. Когда мы говорим о музыкальном театре, я обожаю, чтобы все компоненты были представлены и сливались воедино.

Такое понимание заложило в нем девятилетнее обучение в хореографическом училище.

- С первого же года три раза в неделю мы участвовали во всех операх и балетах Большого театра. Это великое дело, а сейчас этого нет. Все хореографические школы стали академиями и произошло разобщение. Считается, что учебное заведение выпустит артистов, и они покажут свое мастерство. Не показывают! Потому что это должно идти вместе с самого начала, - подчеркнул артист.

Владимир Васильев посетил Уфу впервые. Он побывал в Башкирском хореографическом училище имени Рудольфа Нуреева, где пообщался с будущими артистами балета, на спектакле "Жизель" театра оперы и балета, на концерте Государственного ансамбля танца имени Файзи Гаскарова. Увиденное оказало на него благоприятное впечатление.

- Театр переживает разные времена - взлеты, упадок, иногда даже кажется, что он вообще закончится. Но пока есть школа, театр будет жить, а у вас есть замечательная хореографическая школа - колледж, который поставляет во все концы России своих выпускников, - заметил он.

Сотрудничество с уфимскими артистами он не прочь продолжить, были бы предложения. Причем реализация творческих идей возможна в любой сфере - увлечений у выдающегося артиста много. Это и поэзия, и живопись, и драматическое искусство.

- Я люблю работать с драматическими артистами. Свою карьеру я начинал с драматического театра, хотя уже танцевал в Большом. Мне позвонили из "Современника", который был тогда на площади Маяковского, и сказали, что Олег Ефремов ставит "Принцессу и дровосека" и им нужна моя помощь. Я пришел, увидел молодых чудесных актеров, в том числе Нину Дорошину, Олега Даля. Мне было интересно, мы работали столько, сколько требовалось. Помню, одна репетиция закончилась в пять утра. Напоследок я решил показать один прыжок. Прыгнул в шпагате и - штаны пополам! А мне надо идти по Москве! Слава Богу, никого на улицах не было, - со смехом вспомнил он. - Но это же все зажигает, и в этом смысле я очень люблю работать с драматическими артистами. Недавно поставил спектакль с Владимиром Михайловичем Зельдиным "Танцы с учителем". Ему исполнилось 99 лет, а нашей дружбе уже больше полувека. Он рассказывал, что в детстве мечтал стать артистом балета, и это вылилось потом в "Учителя танцев". Это человек постоянно ищущий, для меня - образец кристальной детской чистоты в искусстве, для которого понятие театр - святое. Когда он приходил на репетиции, это был замечательный пример того, как нужно относиться к своей профессии.