17.03.2014 23:42
    Поделиться

    Хельг: Переговоры между государствами ЕАСТ и ТС продвинулись вперед

    На этой неделе отмечается 200-летие установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. К 2014 году РФ и Швейцария стали крупными инвестиционными партнерами: объем накопленных швейцарских капиталовложений в российскую экономику превысил $5,2 млрд, а российских инвестиций в Швейцарии - $8 млрд. Стороны наметили ряд новых совместных инвестпроектов, а также планируют в этом году завершить переговоры о зоне свободной торговли между Таможенным союзом (ТС) и ЕFTA (Швейцария, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн). Подробности "РГБ" разъясняет Посол Швейцарской Конфедерации в РФ и Белоруссии Пьер Хельг.

    Как сегодня, на ваш взгляд, развиваются взаимные экономические связи?

    Пьер Хельг: В постсоветский период торговля между Швейцарией и Россией развивается очень динамично. После 2007 года, когда Государственный Секретариат Швейцарии по науке и технологиям включил Россию в список приоритетных стран для развития долгосрочных отношений, товарообмен еще больше активизировался, а затем смог быстро оправиться от последствий финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов.

    Сотрудничество фокусируется в первую очередь в таких областях, как машиностроение, электротехника, металлообработка, фармацевтическая и оптическая промышленность. В то же время во взаимных связях неуклонно приобретают все большее значение такие новые отрасли, как экологически чистые технологии, а также инновационные медицинские технологии. Что касается торговли, все больший спрос в РФ получают, например, импортируемые из Швейцарии товары класса люкс, будь то часы или высококачественные продовольственные товары.

    Какова география прямых инвестиций Швейцарии в России и какие основные проблемы, по вашему мнению, сдерживают их дальнейший рост?

    Пьер Хельг: По большей части швейцарские компании, как и почти все иностранные компании, располагаются в Москве и Московской области. Однако именно крупные компании Швейцарии давно начали осваивать большой, хотя иногда и "дремлющий", экономический потенциал, которым обладают российские регионы далеко за пределами Москвы.

    Препятствия на этом пути пока есть, и их немало: недостаточная правовая защищенность, не вполне благоприятный деловой климат, а также проблемы с логистикой и инфраструктурной оснащенностью. У многих швейцарских предприятий, особенно малых и средних, пока еще чувствуется некоторая настороженность в отношении прямых инвестиций в Россию, особенно в части, касающейся планов регионального расширения.

    В отличие от крупных компаний узкоспециализированные и инновационные швейцарские малые и средние предприятия иногда не видят особой необходимости в том, чтобы идти со своими прямыми инвестициями в Россию. Но любые предубеждения можно преодолеть благодаря установлению личных контактов и путем приобретения собственного опыта непосредственно на месте.

    Возможно ли подписание в этом году соглашения о зоне свободной торговли ЕFTA c Таможенным союзом и каковы главные выгоды обеих сторон от создания такой зоны?

    Пьер Хельг: Переговоры между государствами ЕАСТ, с одной стороны, и Таможенного союза - с другой, сейчас весьма значительно продвинулись вперед. Есть еще некоторые открытые вопросы, но я уверен, что нам удастся найти ответы, которые удовлетворят обе стороны. Выгоды совершенно очевидны: ЕАСТ сразу приобретает почти неограниченный доступ к очень значимому и ставшему в последние годы очень динамичным экономическому пространству в лице ТС. А страны ТС приобретают новые рынки для сбыта своей продукции и могут получить дополнительный импульс для своей экономики на основе современного и всеобъемлющего соглашения о свободной торговле с ЕАСТ. Не в последнюю очередь такое соглашение позволит создать правовую основу долговременного сотрудничества между странами ЕАСТ и ТС.

    Таможенный союз Швейцарии и Лихтенштейна, являясь одним из первых в Европе, доказал свою "полезность" для обеих стран. Что из опыта этого союза, по вашей оценке, может быть использовано в работе Таможенного союза РФ, Белоруссии и Казахстана?

    Пьер Хельг: Моя работа в качестве посла направлена на содействие в установлении контактов и на укрепление двухсторонних отношений. По этой причине я профессионально выступаю за устранение барьеров и препятствий, которые мешают свободному обмену людьми, идеями, товарами, инвестициями.

    Обстоятельства, которые лежат в основе создания Таможенного союза между Швейцарией и Лихтенштейном и, с другой стороны, движут евразийскими интеграционными процессами, вряд ли сопоставимы. Но оба проекта имеют одну цель, а именно: путем содействия сотрудничеству создать фундамент для повышения благосостояния народов государств-участников. А обмен опытом согласования интересов и в целом экономических взаимоотношений в обоих союзах, на мой взгляд, может повысить их эффективность.

    Поделиться