У большинства на слуху уже ставший популярным рейтинг Doing Business, благодаря которому определяется место страны в создании благоприятных условий для ведения бизнеса. Цель Национального рейтинга заключается в другом - способствовать формированию равномерно благоприятного инвестиционного климата в каждом регионе России. Для этого важно определить регионы с недостающей эффективностью, в которых затем будет внедряться положительный опыт лучших субъектов. Рейтинг стал продуктом совместных усилий ведущих бизнес-объединений: РСПП, ТПП, "Деловой России", "ОПОРЫ России".
Региональный инвестиционный стандарт стал первым проектом всероссийского масштаба, позволившим создать фундамент в сфере взаимодействия инвесторов и региональных властей. Также во многом на этот процесс повлияла реализация "дорожных карт" по улучшению условий ведения бизнеса.
Национальный рейтинг не должен восприниматься как еще один повод для того, чтобы указать на недоработки губернаторов и их команд. Напротив, благодаря рейтингу менее успешным регионам будет оказана помощь в виде конкретного инструментария по развитию инвестиционного климата.
На сегодняшний день в каждом федеральном округе состоялись обсуждения целей, задач и методологии рейтинга. К дискуссии подключились более 1600 экспертов федерального и регионального уровня, предпринимателей.
Эффективность процедур регистрации предприятий, получение разрешения на строительство, выдача других видов лицензий, а также подключение к системе энергоснабжения стали ключевыми факторами для оценки регуляторной среды.
Серьезной проработки требует защита прав предпринимателей, обоснованность проверок контролирующих органов, степень прозрачности ведения бизнеса, механизмы поддержки инвесторов.
Не менее важным направлением рейтинга является доступность ресурсов, в рамках которого будут измеряться качество инфраструктуры, территориального планирования, земельных и трудовых ресурсов. Еще одно ключевое направление национального рейтинга - поддержка малого предпринимательства, включающая организационную, инфраструктурную, информационную, финансовую помощь.
Пройдя пилотный этап, национальный рейтинг должен стать эффективным инструментом, способствующим созданию благоприятной деловой и инвестиционной среды в каждом регионе России.