Каждый месяц в ингушской станице Орджоникидзевской венчается не менее двух пар. Для Ингушетии хороший показатель, считает местный батюшка. Он сам переехал сюда из Ставропольского края, увезла жена - коренная жительница этих мест. В республике началось строительство православных храмов - и не только в столице, где возводится самая большая церковь в регионе.
В Ингушетии сегодня модно брать на работу русских, им доверяют и ключевые посты в органах власти.
Корреспонденту "РГ" предложили место начальника социального отдела в администрации Назрани.
- Республике нужны профессионалы - инженеры, учителя, врачи, управленцы. Даем жилье - сначала по найму, а через 10 лет можно приватизировать. А то были случаи, человек получал квартиру, продавал ее и уезжал из региона, - рассказывает и. о. заместителя министра по связям с общественностью и межнациональным отношениям Казбек Султыгов.
Предпринимательница Наталья Томилова, год назад переехавшая в Ингушетию из Екатеринбурга (пока живет на съемной квартире, но надеется получить жилье) открыла в республике швейное производство. Кроме того она - помощник министра труда и занятости Ингушетии, выпускает газету "06 регион".
-В 2011 году на форуме "Селигер" я познакомилась с ребятами из Ингушетии, потом приехала на молодежный форум в республику. Вместе с друзьями решили открыть здесь швейный цех. В Ингушетии мужчины уезжают на заработки на стройки других регионов, а 90 процентов женщин - дома. Мне было интересно создать бизнес для них, - объясняет Наталья.
Центр занятости и министерство труда региона выделили предприятию помощь на организацию рабочих мест. Цех закупил 500 швейных машинок. Продукция реализуется и в Ингушетии, и в соседних регионах.
Наталья нелегко вписывалась в жизнь на новом месте: "Когда я переехала, от меня отвернулись многие знакомые: как ты могла уехать на Кавказ?! Спрашивали: тебя там не изнасиловали?".
Первое время ей было трудно привыкнуть к обычаям и порядкам: "Подходили сотрудники ингушской полиции и возмущались тем, как я выгляжу - брюки, короткая стрижка под мальчика. От обиды плакала. Но принципиально продолжала ходить в брюках. Сейчас никто уже не обращает на это внимания".
Русскую бизнес-леди, объездившую всю республику, побывавшую даже в Джейрахских горах, теперь в Ингушетии знают многие, и не только по брюкам. В прошлом году Наталья помогла организовать празднование православной Пасхи в станице Орджоникидзевской.
- Мы приготовили громадную творожную пасху, раздавали всем бесплатно, независимо от национальности. Ингушские дети потом подходили: "Дяци (тетя), а когда еще будет Пасха?"
Нынешней весной всем миром привели в порядок русские кладбища. Работали русские, ингуши, узбеки, чеченцы, цыгане.
- Когда есть обмен между различными культурами, все становятся дружнее. В Ингушетии танцуют лезгинку, едят национальные лепешки - чапилгиш. Но когда на празднике выпустили в небо голубей - людям понравилось, это же что-то новое, - говорит Наталья.
Любопытный факт - в Ингушетии набирает популярность русская кадриль. Танец исполняет детский ансамбль, и зрители провожают его такими овациями, как если бы это была кавказская лезгинка.
В Сунженском районе строится многоквартирный дом для русскоязычных семей, которые переехали в Ингушетию недавно.
В этом году в республиканском бюджете заложено 15 миллионов рублей на приобретение жилья для русскоязычных семей. Средства выделяются по целевой программе "Возвращение и обустройство русскоязычного населения".
Участники действующей программы - приезжие славянские семьи и те, кто уже давно живет в Ингушетии. Преимущественно это русские бабушки и дедушки. Всю жизнь старики прожили на Кавказе, впитали в себя его обычаи и признаются, что к другому месту уже вряд ли привыкнут.
Несколько лет домом пожилой женщины Людмилы Моисеенко был православный храм. Она с сыном - беженцы из Чечни. Сначала обосновались в палаточном городке, потом ее приютил станичный священник, а 22-летний сын уехал в Тулу - к соседу по Грозному.
- Я не решилась с ним уехать, потому что на Кавказе прожила всю жизнь, здесь мне все родное. Знаю, кто уехал отсюда взрослым, сильно тоскует, - вздыхает женщина.
- Я украинка, моих предков выслали в Казахстан, где я родилась, потом семья обосновалась в Грозном. Хорошо знаю чеченский язык, он похож на ингушский. Мне эти народы близки. Сколько лет прожила, ни одного плохого слова в свой адрес не слышала. По четвергам ингуши соседям милостыню разносят, и русским бабушкам всегда приносят, - говорит Людмила Моисеенко.
По профессии она медик. Работает фельдшером в Сунженской больнице. Республиканские власти обещали выделить беженке угол, но прошел не один год, прежде чем это случилось. Теперь Людмила Моисеенко- хозяйка двухкомнатной квартиры.
- Глава республики, по распоряжению которого мне дали жилье, даже не знает, что он для меня сделал!
В Ингушетии, по данным последней переписи населения, проживают чуть более 3000 тысяч русских. Большая часть - в Сунженском, Малгобекском районах, Назрани и Карабулаке. В основном живут с советских времен - врачи, учителя, сотрудники муниципалитетов, интеллигенция. Зачастую одинокие бабушки.
- Когда из Мурома к нам приехал священник и увидел на церковной службе одних старушек, он заплакал. Когда я приехала сюда, русских было - полная церковь. Но в последнее время молодые снова появились в храме.
Юнус-Бек Евкуров, глава Ингушетии:
- Наша страна изначально многонациональна. Если она едина, нельзя замкнуто жить какой-то одной нации. Как правило, анклав подвержен большей коррумпированности, восприятие нового труднее идет. Россияне испокон веков были люди общинные, это в крови, то, что надо развивать.
Руслан Мусиев, предприниматель:
- Республике очень нужны русские учителя. Их мало, и грамотность детей страдает. У ингушей всегда ценились русские няни и медсестры. Если нужно было ухаживать за больным или присмотреть за ребенком, старались найти женщину-славянку, потому что ингушке в силу национального менталитета многое запрещено.
Василий Светличный, депутат Народного собрания Ингушетии:
- Чтобы вернуть русских на Кавказ, нужна не региональная, а федеральная программа. Люди просятся, хотят приехать, особенно те, кто жил здесь в прежние годы. Раньше в Сунженском районе Ингушетии были многонациональные совхозы, их можно возродить. Построить многоквартирные дома и пригласить людей. Мои предки жили на Кавказе с давних времен. Я - лицо кавказской национальности. Это часть моей души, и уехать отсюда мне тяжело. Человек живет не только хлебом единым, а общением, корнями.