Впрочем, такой разбой кажется необычным лишь на первый взгляд - на слуху, как правило, угоны престижных иномарок. Однако строительная и сельскохозяйственная техника стоит не дешевле автомобиля премиум-класса, а то и больше. Например, рыночная стоимость бетоносмесителя Bosch на 7 кубических метров на шасси автомобиля "КамАЗ" может достигать более 2 миллионов рублей. Если же речь вести об автокранах, то их стоимость еще больше. Цена автокрана грузоподъемностью 25 тонн на шасси автомобиля "Урал" превышает 5 миллионов рублей. Стоимость автокранов иностранного производства колеблется от 10 до 70 миллионов рублей в зависимости от марки и грузоподъемности. Украденный с московской автобазы американский трактор стоит не менее двух миллионов рублей.
Собеседники корреспондента "Российской газеты" из МВД России констатируют увеличение количества таких преступлений в последние пять лет. Популярность угонов рабочей техники объясняется еще и тем, что при меньшем риске ответственность такая же, как за угон престижной иномарки.
Всплеск хищений тракторов, экскаваторов, автокранов, самосвалов и даже зерноуборочных и прочих комбайнов приходится на период от поздней весны до ранней осени, когда в разгаре строительные и сельскохозяйственные работы. Такие преступления совершаются только по заказу и тщательно готовятся и отличаются дерзостью, а нередко и жестокостью. Эксперты отмечают, что участились разбойные нападения организованных преступных групп. Известно, что такие эпизоды находятся на особом контроле полиции. Однако раскрываемость подобных преступлений не высока - до 10 процентов. Это только кажется, что трактор, бульдозер, тем более - автокран слишком приметны, чтобы раствориться в общем потоке. Их точно так же, как другие авто, перекрашивают, перебивают серийные номера, даже меняют комплектацию навесного оборудования. И "всплывает" эта механика отнюдь не на соседней стройке, а порой совсем в другом, далеком регионе.
Полицейские аналитики выделяют три способа хищения спецтехники. Самый серьезный - по заказу. Организованной группировке заказывают определенный вид строительной техники или даже конкретную марку - так, видимо, было при разбойном нападении на московскую автобазу. Преступники ищут нужный объект, объезжая автобазы и стройплощадки. Найдя искомое, они ночью к нужному месту подгоняют эвакуатор или, скажем, тягач с прицепом и, обезвредив охрану, забирают механизм.
Второй способ более интеллектуальный и основан на псевдодоговоре. Представитель подставной фирмы или просто частное лицо, скажем, дачник, строящий личный коттедж, делает заказ на аренду спецтехники для выполнения строительных работ где-нибудь за городом. В кассу организации вносится предоплата и оформляется заявка - как правило, по поддельному документу, подтверждающему личность. Да и то, хозяева фирм требуют его не всегда: главное - деньги. Однако предоплата несопоставима со стоимостью самой техники. Дальше уже все просто: в каком-нибудь тихом месте водителя и экспедитора связывают и выкидывают из кабины, а машина исчезает.
Ну и самый простой и известный метод освобождения владельцев от их имущества - банальный разбой на большой дороге. Водителя, допустим, грузовика останавливают и просят подвезти за вознаграждение стройматериалы до дачи. Или же предлагают другую срочную "халтуру" - что-то погрузить, вытащить машину из кювета, вырыть траншею. Не в силах отказаться от заманчивого предложения, водитель соглашается на изменение маршрута и сам приезжает в ловушку. Кстати, такой способ угона не только наиболее простой, но и самый опасный - водителя вполне могут и убить.