Курьезные аресты, когда судебные приставы "опечатывали" котов, рыбок, щенков и т.д., стали настолько привычными, что мало кого удивляют. Где-то, было дело, арестовали коня. В другом случае у должника обнаружили и выставили на продажу 8 ведер клюквы. А недавно у одного неплательщика арестовали даже могильную плиту, которую он приготовил себе на будущее. Теперь должник не может умереть, пока не расплатится. Какие бы эмоции это ни вызывало, у приставов есть свой резон: долги надо отдавать. Кто не хочет, того положено заставить. Однако теперь закон предпишет приставам не мелочиться.
Подобное положение закреплено в поправках в законы "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах", которые недавно были подписаны президентом страны. Как пояснили "РГ" в Федеральной службе судебных приставов России, "начиная с 24 марта 2014 года, то есть с момента вступления закона в действие, если человек должен сумму, которая не превышает 3000 рублей, у него не будут изымать мелкое имущество, например, микроволновые печи, кастрюли, стулья т.д.".
Конечно, это не значит, что арестов, воспринимаемых как курьезы станет меньше. Ведь, скажем, среди домашних любимцев есть дорогие не только сердцу. Например, недавно в Пскове приставы арестовали йорк-терьера по кличке Жаннет. Цена собачки явно превышает трехтысячный лимит. Так что элитные кошечки, собачки и даже рыбки все же не могут спать спокойно, если хозяин должник. Зато домашних питомцев родом попроще теперь точно не потревожат. Не будут приставы арестовывать и, скажем, дешевый мобильный телефон или старую магнитолу, когда на человеке висят копейки. Однако при крупных долгах неплательщику лучше все-таки быть готовым ко всему.
Подобными новшествами принятый закон не ограничивается, это лишь малая часть внесенных поправок, и быть может, даже не самая важная. Теперь судебные приставы смогут работать "группами принудительного исполнения", а должникам разрешается самим реализовывать имущество до 30 тысяч рублей. Как поясняют в ведомстве, объединяться приставам в группы будет позволено "в случае сложности или большого объема исполнительного производства". Также законом расширяются основания применения спецсредств и огнестрельного оружия при обеспечении порядка деятельности судов. В частности, теперь приставам будет разрешено открывать защитный огонь при нападении на здания Федеральной службы судебных приставов. Применять же спецсредства будет можно при сопровождения до пункта пропуска через границу иностранца, выдворенного из России, "когда указанные лица своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим".
Кроме того, "поправками предусматривается, что взыскатель сможет указывать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к нему документы с информацией, которая может иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа".
Новый закон позволяет приставам и выносить электронные постановления, это позволит быстрей обмениваться информацией, скажем, с банками или пограничниками. "Переход на вынесение судебным приставом-исполнителем постановлений в электронном виде позволит сократить сроки ведения исполнительного производства, а также ускорить получение необходимой для пристава информации, - рассказывают в ведомстве. - Например, на сегодняшний день вынесенные судебным приставом-исполнителем постановления направляются в кредитные организации в бумажном виде. Вынесение постановлений в электронном виде позволит сократить время их доставки в учреждения до нескольких минут". Помимо прочего, теперь приставы смогут гораздо быстрей блокировать банковские счета должников.
"В свете последних изменений законодательства нужно переходить на новый уровень электронного взаимодействия с банками и списывать арестованные денежные средства со счетов должников путем направления в адрес банков постановлений приставов, подписанных электронной подписью", - сказала недавно на встрече с банкирами заместитель директора ФССП России Татьяна Игнатьева.