Ольга Климина - руководитель "Школы общественных контролеров", реализующей проект, рассказала "РГ" о его задачах, рейтинге ДУКов Нижнего Новгорода и о том, почему собственникам жилья не надо бояться спускаться в подвал своего дома.
Какую цель вы перед собой ставите при реализации проекта?
Ольга Климина: Главная цель - просвещение и активизация населения в вопросах, связанных с проблемами сферы ЖКХ. За последние несколько лет у нас сформировался многочисленный класс собственников жилья, которые хотят знать свои права, пути воздействия на всевластные и закрытые ДУКи. Постоянно меняющиеся жилищное законодательство, отсутствие системы информационно-разъяснительной работы с населением в вопросе управления собственным жильем вносит в ситуацию еще большую неразбериху и напряжение. Коммунальные службы повсеместно нарушают права граждан. Через советы самоуправления мы выходим на старших по дому или председателей домовых советов. В проекте принимают участие где-то по 20 человек от каждого района города. Для обучающих семинаров в вопросах ЖКХ это оптимальное количество слушателей. Если собрать аудиторию больше, то люди уже не слышат эксперта. На всех обсуждениях, связанных с коммуналкой, всегда шумно, потому что вопросы задевают за живое, а многие уже не решаются годами и стали сами по себе раздражителем.
Сейчас главное научить население не бояться отстаивать свои права в сфере ЖКХ. Например, нужно оценить состояние общего имущества дома. Старшие по дому мне часто говорят: "Я по образованию педагог, медик или музыкант, спускаюсь в подвал, там что-то капает, но я же не понимаю, что это, должно ли так быть". Так вот, мы учим людей не бояться таких ситуаций. Разбираться в трубах и не надо, потому что есть вполне понятный критерий - в подвале должно быть светло, сухо и чисто, если там что-то капает или течет, то это уже не правильно.
Проект работает всего несколько месяцев, но уже бытует мнение, что составляемый вами рейтинг ДУКов заставляет коммунальщиков работать качественнее.
Ольга Климина: Напугать ДУКи вряд ли что-то сейчас может, рычаги воздействия на них в основном только судебные, а в каждом ДУКе работают не только коммунальщики, но еще и квалифицированные юристы. Но дело с мертвой точки все равно сдвинулось. Мы единственные в России, кто выходит непосредственно "в поле", то есть мы приходим в подъезд и оцениваем его состояние по пятибалльной системе.
Каковы первые результаты этой работы?
Ольга Климина: Сбор информации пока идет, но общую картину по каждому ДУКу мы уже имеем. К примеру, в Московском районе настоящая беда с проводкой, в подъездах многоквартирных домов из-за этого часто случаются возгорания. Причем жители попали в замкнутый круг: звонят пожарным, те отвечают, что теперь эта проводка в подъездах не в их зоне ответственности, обращаются в ДУК - там разводят руками и сетуют, что денег нет. А вопрос-то решать необходимо, потому что это очень опасная проблема, способная привести к гибели людей.
В Приокском районе жители целого микрорайона жалуются, что после утепления стен и межпанельных стыков в домах стало наоборот холоднее, да еще и стены начали промерзать, то есть подрядчик явно схалтурил, разбираться с ним должен ДУК. Автозаводский район сильно отличается от всех остальных. Здесь больше и громче всех ругают коммунальщиков, при этом пока это один из лучших районов. К примеру, состояние подъездов там самое лучшее в Нижнем Новгороде. Возможно причина успеха в том, что ДУК здесь оперативно реагирует на все обращения.
А вот в Ленинском районе состояние подъездов одно из самых худших в городе. Есть, к примеру, многоквартирный дом на проспекте Ленина, прямо напротив администрации района, подъезды там такие, что возникает ощущение: тут ведутся боевые действия, да еще и тараканы скачут по ступенькам.
В Нижегородском районе живет много юристов, людей разбирающихся в правовых вопросах, они видят, что заключенные с ДУКами договоры составлены с ошибками, идет борьба за перезаключение этих договоров. ДУКи при этом используют все силы, чтобы избежать этого.
Сормовский район отличается тем, что здесь жителям готовы представить сметы, тогда как в других районах заявляют, что это коммерческая тайна. Хотя отчитываться о том, куда потрачены деньги, ДУКи обязаны. Как правило, на сайтах нижегородских ДУКов до сих пор нет сведений о прибыли, а поскольку эта организация коммерческая, прибыль должна быть.
Вот, к примеру, мы сосчитали, что в одном доме за уборку подъездов жители ежемесячно платят 14 тысяч рублей. Спросили уборщицу, сколько платят ей, оказалось 3900 рублей без налогов. Мы допустили, что с налогами это может быть тысяч шесть. Спрашиваем у представителей ДУКа, на что израсходованы еще восемь тысяч. Нам отвечают - на моющие средства. При этом все знают, что влажную уборку в подъездах делают крайне редко.
О чем вы будете рассказывать участникам форума?
Ольга Климина: О первых результатах реализации нашего проекта, о его целях, и еще о том, что коммунальщики должны быть более открыты, потому что большая часть недовольства населения возникает не из-за того, что где-то тепло дали на день позднее, а именно из-за закрытости ДУКов. Пришли мы как-то в ДУК "Восток-2", а там забор, колючая проволока, вышка с охранником, собака за забором и табличка "Осторожно, злая собака". Разрядить обстановку должны были колл-центры, но, на мой взгляд, они ее еще больше стали нагнетать. Как говорят жители, "раньше нас посылали по-простому, привычно, сейчас это делают приятным женским голосом и очень-очень вежливо и от этого еще хуже". Главная проблема в сфере ЖКХ сейчас - это невозможность получить информацию, закрытость системы.
Кстати
Старшие по дому, председатели ТСЖ могут получить бесплатную консультацию юриста в "Школе общественных контролеров" по адресу:
Нижний Новгород, Ул. Трудовая, 3
Тел.: (831) 419-50-75.