Когда реально могут начаться ремонтные работы за счет нового регионального фонда? Есть ли понимание, сколько домов могут быть отремонтированы, скажем, до конца этого года?
Сергей Протасов: С 2014 года система капитального ремонта многоквартирных домов меняется. В региональный фонд уже в этом году поступят средства, пока это будет только бюджетное финансирование. Предварительно, мы рассчитываем на 400 миллионов рублей за счет субсидий бюджетов разных уровней от федерального до местного. На эти средства можно отремонтировать 200-300 многоквартирных домов. Что касается сроков ремонта, то сейчас идет становление фонда, получив запланированные субсидии, мы сразу приступим к утверждению плана ремонтных работ, они начнутся, скорее всего, ближе к концу года.
Как будут выбираться подрядчики на проведение ремонтных работ?
Сергей Протасов: Выбор подрядчика будет проводиться строго на конкурсной основе. При этом фонд выступит гарантом целевого и эффективного использования средств. Централизованный региональный оператор справится с этой функцией лучше, потому что рычагов воздействия на подрядчика у крупного фонда больше, чем у ДУКа или ТСЖ. В случае некачественно выполненной работы подрядчик будет переделывать ее за свой счет.
Какой объем средств вы рассчитываете привлечь в фонд в этом году? После того, как фонд заработает в полную силу, сохранится ли государственное финансирование работ по капремонту?
Сергей Протасов: На 2014-2015 годы можно с уверенностью говорить о сохранении финансирования из федерального, регионального и местного бюджетов. Думаю, что государственное финансирование сохранится и в дальнейшем. В этом году в фонд будут привлечены только бюджетные деньги, отчисления от собственников будут поступать позднее, то есть пока мы рассчитываем только на 400 миллионов рублей бюджетных субсидий.
До какого срока собственники жилья должны определиться со способом начислений средств на капремонт? Если этот процесс уже начался, к чему больше склоняются люди: взносам в общий "котел" или открытию индивидуальных счетов на дом?
Сергей Протасов: По нормативам жилищного законодательства граждане должны определиться с выбором способа начислений на капремонт в течение шести месяцев с момента опубликования утвержденной программы по капитальному ремонту. У фонда программа уже готова, она будет утверждена, скорее всего, не позднее апреля, с мая мы планируем принимать от собственников заявления о принятых ими решениях. Пока процесс не начался, трудно сказать какой вариант будут выбирать чаще.
Вариант отчисления денег в общий "котел" фонда скорее выгоден жителям старого и даже ветхого фонда, а жильцы новостроек, понимая, что серьезный ремонт их дому потребуется лет через 10-15, могут и отказаться от такого варианта и будут открывать индивидуальные счета. На первый взгляд, это кажется разумным и выгодным, но нет ли тут каких-то подводных камней?
Сергей Протасов: Если износ дома превышает 70 процентов, то его включение в план капитального ремонта будет рассматриваться индивидуально. Специалисты определят, что эффективнее для такой постройки: реконструкция, расселение или все же ремонт. Что касается новостроек, то на первый взгляд выбор в пользу индивидуального счета кажется простым. На деле надо будет выбрать коммерческий банк, в котором отрывается счет. И если у фонда есть гарантии, что деньги с прозрачных, находящихся под контролем и официальных, и общественных организаций никуда не денутся, то здесь придется положиться на честное слово председателя домового комитета. Чтобы, к примеру, заменить лифт, жильцам стандартного многоквартирного дома надо делать отчисления около 10 лет. А фонд выступает гарантом выполнения обязательств по ремонту даже в случае нестабильной экономической обстановки. Думаю, это будет весомым аргументом при выборе способа начислений.
Если люди не определятся сами, будет ли какой-то вариант определен им по умолчанию?
Сергей Протасов: Нормативами жилищного законодательства предусмотрена ситуация, когда собственник не принимает никакого решения, в этом случае решение принимается в пользу общего "котла" на счете фонда.
Как будет контролироваться расход средств, и в какой форме будет происходить отчетность?
Сергей Протасов: Одна из главных задач фонда - следить за эффективным и целевым использованием средств. Контролировать работу фонда будет, в частности, его Совет. В Нижегородской области он уже создан, в его состав вошли члены регионального правительства, депутаты Законодательного собрания, представители местного самоуправления. Официальные надзорные органы, такие как жилищная инспекция, областное министерство ЖКХ, органы финансового надзора, прокуратура - все они могут контролировать работу фонда. В Нижегородской области активно развивается и система общественного контроля. Фонд в свою очередь будет работать прозрачно, появится сайт для жителей региона, будет печататься информация в СМИ, публиковаться годовые отчеты.
Кто будет определять, какие работы необходимы в рамках капитального ремонта, их очередность?
Сергей Протасов: Очередность будет формироваться на год и на три года с учетом информации, предоставленной ДУКами, ТСЖ, остается возможность вносить коррективы в план ремонта. К составлению плана очередности будут привлекаться и органы местного самоуправления.