Пожилой мужчина госпитализирован с переломами ребер после падения в резко затормозившей маршрутке. Поздним вечером после столкновения с фургоном большой автобус выехал на тротуар, насмерть задавив двух женщин. 11-ти пассажирам понадобилась экстренная медицинская помощь. И жертв, и травмированных было бы больше, случись это в час пик, когда в салонах яблоку негде упасть. Виноват водитель грузовика из Екатеринбурга: он разворачивался на перекрестке вопреки запрещающему знаку и сигналам светофора.
В другом месте микроавтобус не пропустил автомобиль. Легковушкой управляла молодая женщина, рядом был 3-летний ребенок. Они, а также четыре пассажира маршрутки доставлены в травматологию. Водитель микроавтобуса, как выяснилось, сидел за рулем свыше 12 часов. Незадачливый трудяга с притупленным чувством опасности даже страховки не имел.
Из множества цифр, характеризующих ситуацию, выберу несколько. За прошлый год на юге Тюменской области число ДТП с участием автобусов, включая ведомственные, увеличилось на 22,5 процента. В 201 аварии погибли 14 человек и 291 ранен (пострадавших гораздо больше, чем в среднем по РФ). В региональном центре зафиксировано 154 ДТП, большинство - по вине водителей автобусов. Темпы не снижаются: с января в Тюмени произошло 23 аварии: трое погибших, 37 травмированных.
Надзорные органы, автоинспекцию, профильные муниципальные структуры бесстрастными наблюдателями не назовешь. Чуть ли не каждую неделю они информируют жителей о своей работе: то прокурорская проверка перевозчика, то экстренное координационное совещание, то профилактическая операция ГИБДД. В 2013 году только полицейские 6,5 тысячи раз ударили по карману недисциплинированных водителей штрафами. Абсолютный рекорд.
В Тюмени грядет очередной этап транспортной реформы, которая началась в 2011 году с вытеснения с прибыльных маршрутов частных автобусов и резкого сокращения количества рейсов. Добраться до работы и дома стало намного труднее. После взрыва негодования горожан власти выпустили на линии дополнительные машины. Но не изменили генеральное направление - увеличение перевозок пассажиров двумя крупными АТП. Тюменцам сегодня все равно, в чьи автобусы садиться: ходили бы те по расписанию да не битком набитые. Частные же перевозчики, обычно это владельцы машин малой и средней вместимости, нередко вызывают глухое раздражение. И - страх.
Во-первых, водители часто совершают опаснейшие маневры на запруженных магистралях. За один рейс какой-нибудь дорожный эквилибрист способен 30-40 раз нарушить ПДД. Повезет - довезет… Во-вторых, не менее половины курсирующих по Тюмени маршруток вообще не предназначены для перевозок людей стоя. А они утром и вечером переполнены.
Водители не скрывают, что обычно смена длится свыше 12 часов. Тюменские прокуроры такую переработку считают непозволительной: вымотавшийся за рулем, невыспавшийся шофер - угроза для пассажиров. За это тоже наказывают: по настоянию надзорного ведомства работодателя, у которого наемные водители вкалывали по 14 часов, оштрафовал арбитражный суд. Правда, всего на 4 000 рублей.
Тюменец Андрей Воротников когда-то был компаньоном предпринимателя, занимавшегося автобусными перевозками, и знает правила игры:
- Маршрутное такси изначально предполагало повышенную стоимость поездки за сравнительно комфортные условия. В Тюмени его давно уравняли с обычным автобусом, обязали работать по единому тарифу, обслуживать льготников, коих у нас великое множество, - рассказывает Андрей. - До 1 февраля билет стоил 16 рублей, после - 18. Экономисты ПАТП говорят, что себестоимость поездки превышает 25 рублей. Отчего бы не поднять стоимость до 23 рублей, как в Екатеринбурге? Администрация Тюмени и слышать об этом не хочет. Причина, думаю, не в боязни социального напряжения: просто при таком раскладе объем бюджетных перечислений транспортникам за обслуживание льготников придется на треть увеличить.
Мой собеседник называет "условной карательной акцией" отлов переполненных маршруток: "Тюменцы, понятно, не согласятся в часы пик долго и безропотно ожидать машину с сидячим местом". Будет полиция твердо следовать букве закона - настойчиво штрафовать за перегруз, на десятках маршрутов придется увеличивать количество микроавтобусов или заменять их машинами большой вместимости.
Небезызвестный в Тюмени общественник Геннадий Иванов предложил, по сути, возродить маршрутное такси - выпускать его на рейсы, на которых после девяти вечера автобуса практически не увидишь.
- Лучше уж заплатить 40 рублей за гарантированную доставку автобусом, чем 240 за легковое такси. Ну что еще предложить в ситуации, когда муниципалитет не справляется со своей прямой задачей? - разводит руками Иванов.
Начальника регионального управления ГИБДД Геннадия Лоточкина удивляют предположения о якобы искусственно созданном дефиците транспортных средств. В целом их, убеждает Лоточкин, достаточно, подолгу люди на остановках, за редким исключением, не стоят. Основное препятствие для движения автобусов - заторы на ведущих магистралях. Автомобилизация зашкаливает: на 670 тысяч тюменцев приходится 389 тысяч зарегистрированных авто плюс ежедневно полсотни тысяч транзитного.
- Было бы полезно, - считает руководитель управления, - отстранять водителя автобуса от управления за пересечение перекрестка на красный свет. (Сегодня, напомним, санкция на это нарушение - 500 рублей. - Прим. ред.) Чудовищное легкомыслие. Грешат им преимущественно гастарбайтеры.
Солидарен с начальником УГИБДД глава управления автодорожного надзора по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО Александр Дробот. Проблему он рассматривает шире:
- На мой взгляд, порочна система стимулирования работников, нацеленная на максимальное количество перевезенных пассажиров и - кровь из носа - соблюдение графика движения. Водители автобусов сознательно идут на обгон, спешат занять остановочный карман, а вырвавшись из пробок, разгоняются до предельно допустимой скорости. Помеха - водитель резко жмет на тормоза: держись, пассажир! У нас 57 процентов ДТП с участием автобусов связаны с падением людей в салонах. Это региональная специфика.
- После аварии с автобусом в центре Тюмени сибирякам напомнили, что покалеченные в ДТП пассажиры имеют право на страховые выплаты.
- Хорошо, что напомнили. Скажем, за перелом конечности в зависимости от тяжести травмы человек может получить до 300 тысяч рублей. Страховщику надо предъявить медицинскую справку и автобусный билет. Это не никчемная бумажка, а договор между вами и перевозчиком об оказании услуги. Не стесняйтесь требовать билет у водителя маршрутки. Безбилетнику потребуются показания двух свидетелей. Автодорожный надзор контролирует заключение и соблюдение условий договора обязательного страхования ответственности перевозчиков. За обман предприятие рискует лишиться полумиллиона рублей. Прецедент мы уже создали. Кстати, в салонах автобусов должны висеть условия страхования. Нет их - требуйте.
С трудом втискиваюсь в крохотный "Фиат" на 15 сидячих мест. Еще столько же людей готовы терпеть невообразимую давку стоя, лишь бы добраться до цели. Они ухватились за самодельный поручень - неуклюже прикрепленную к потолку пластиковую сантехническую трубу. Под тяжестью тел крепежные болты вырывает, пассажиры валятся вместе с трубой, возмущаются. Водитель парирует сногсшибательной логикой: "Сами сломали! Я вас сюда не пихал".
Ближе к конечной остановке, когда салон наполовину опустел, спрашиваю:
- Штрафуют за перегруз?
- Бывает… А что за интерес-то? - настораживается водитель.
"Бывает" - это, как правило, остановка переполненного микроавтобуса сотрудниками автоинспекции в дни проведения профилактических мероприятий. Административный штраф - 500 рублей.
Другой водитель, представившийся Маратом, поясняет, почему к этому наказанию "надо относиться философски":
- Допустим, раз в месяц отдаю пятисотку. По-божески. Кабы каждый день - тогда баранку не крутил бы. Не дам людям ездить стоя - не выполню план: днем салон полупустой, возместить потери реально только в час пик.
- А как же безопасность? Эксперты говорят: в случае столкновения компактной маршрутки, в которой находятся стоящие пассажиры, с другой машиной угроза получения ими ранений в полтора-два раза выше, чем у сидящих.
- Да, риск. А выхода нет - либо пан, либо пропал. Либо, - Марат хитро прищуривается, - пусть повышают стоимость проезда.
Кстати
172 000 звонков поступило на горячую линию "Тюменьгортранса" от жителей Тюмени в 2013 году.
272 нарушения ПДД водителями автобусов зафиксировали сотрудники автоинспекции на дорогах Тюменской области с 10 по 16 марта 2014 года.