Леонид Поляков: Благодаря Крыму у России появилась новая национальная идея

Есть события, которые оказываются эпохальными в том смысле, что они проводят разделительную черту между двумя эпохами. Обозначают конец одной и наступление другой. Таким событием стал референдум о независимости Крыма и Севастополя, проведенный 16 марта. При явке более 80% за воссоединение с Россией проголосовало более 95% крымчан. Эти цифры самое бесспорное и самое наглядное доказательство той самой легитимности референдума, которую США и их союзники признавать не намерены. Это и означает, что уже 17 марта 2014 года мировое время начало новый отсчет.

Говорят о возвращении мира в эпоху "холодной войны". Похоже, но не то же. Тогда, в 1946 г., после фултоновской речи У. Черчилля Запад и СССР действительно запустили формат противостояния "на грани". На грани взаимного уничтожения и уничтожения человечества. Прежние союзники по антигитлеровской коалиции направили сначала обычное, а затем и ядерное оружие друг на друга. Бывшие "друзья" превратились во врагов. "Холодный" мир поделился пополам в схватке двух непримиримых идеологий.

Сегодня все иначе. Во-первых, уже нет СССР. Отсюда, во-вторых, Запад и Россия не "дружили против" (как в 1941 - 1945 гг.), а состояли в официально не оглашаемых, но Западом подразумеваемых отношениях "победителя" и "побежденного" по результатам той самой "холодной войны". А отсюда, в-третьих, новая эпоха - это время самоопределения России как собирательницы разделенного постсоветскими границами "русского мира".

Но не много ли мы на себя берем, заявляя по сути дела о конце провозглашенного до того рядовым американским профессором "конца истории"?! Не является ли российское самоопределение нашим чисто внутренним и никому извне не интересным делом? Ответ - нет. Уже хотя бы потому, что крымский референдум вызвал приступ истерики Запада и практически глобальный переполох. Но еще и потому нет, что сейчас буквально на глазах рождается российская нация, наполняющая вполне внятным - для себя и, следовательно, для всего мира - смыслом.

Поиски этого национального смысла символично начались еще 100 лет назад, когда Российскую империю втянули в Первую мировую войну. Победу, которую у нас попросту украли. Затем мы дважды в ХХ веке теряли свою государственность. И весь этот трагический век жили во внутреннем душевном и духовном расколе. И раскололись бы, не будь у нас единственно примиряющей точки опоры - 9 мая. И вот, похоже, в нашей истории появляется еще одна опорная дата - 16 марта.

Надеяться на это позволяют результаты телефонного мегаопроса, только что проведенного ФОМ и ВЦИОМ по заказу Фонда ИСЭПИ. Социологи обзвонили 48 590 россиян во всех субъектах Федерации. И провели контрольный общероссийский телефонный опрос по случайной выборке номеров с участием 1050 респондентов. И вот цифры: 94% считают, что Россия должна защищать интересы всех крымчан, 83% считают, что это надо делать даже если это осложнит отношения с другими странами. 86% считают, что Крым - это Россия, а 91% за включение Крыма в качестве субъекта РФ.

Такая массовая и единодушная реакция всех россиян (важно отметить, что и столичные цифры не расходятся с общероссийскими) означает только одно: родилась наконец та объединяющая "национальная идея", которую до сих пор тщетно пытались изобрести. Родилась не в головах чиновников, академиков или пиарщиков, а в сердцах и душах самых обычных, очень разных, но в одном единых россиян. Родилась в том особом духовном пространстве, имя которому - Русский мир.

Это рождение может показаться почти случайным - ведь никто еще вечером 21 февраля, когда в Киеве были подписаны соглашения между президентом Януковичем и лидерами парламентской оппозиции, и мечтать не мог, что через три недели Крым и Россия встанут на путь воссоединения. И это правда. Но не вся. Потому что история любого народа на самом деле состоит из набора случайностей. И вопрос лишь в том, найдется ли у этого народа лидер, который сумеет преобразовать случайность в сознательно творимую судьбу.

У России такой лидер есть. Владимир Путин в те мгновения национальной истории, когда стало очевидно, что дальнейшее пребывание сограждан Русского мира в случайной разделенности грозит большой бедой, сделал решительный выбор. Его обращение в Совет Федерации за разрешением на использование Вооруженных сил РФ за рубежом прозвучало сигналом Крыму и все миру: своих не бросаем! И ободренные этой решимостью российского президента крымчане словно сбросили с себя страх и оцепенение, охватившие всю Украину после установления режима майданократии.

В ответ на запрет Киева говорить на своем языке, в ответ на угрозы украинского запада послать "поезда дружбы" для наведения "нового порядка" крымчане и севастопольцы подняли Российский и Андреевский флаги. И поднялись сами на защиту себя, своего великого прошлого и своего права возвратиться на Родину. Поднялись, понимая, что они не одни, что за ними, вместе с ними и за них - Россия, которая поможет, убережет, защитит.

И Россия уже оказала первую помощь: президент Владимир Путин издал указ о признании Республики Крым с Севастополем в особом статусе в качестве суверенного и независимого государства. Сделан первый необходимый шаг на пути Крыма домой - воля его народа признана нами в качестве суверенной. С учетом того, что провозгласивший свою независимость Крым уже ранее обратился к России с просьбой о вхождении в ее состав, следующий шаг ожидаемо предсказуем.

Это взаимное распознавание "своих", это нежданно-негаданное движение навстречу друг другу вроде бы потерянных друг для друга частей Русского мира ясный сигнал всему остальному миру. Россия как уникальная цивилизация, объединившая русской культурой множество народов и принявшая в себя все мировые религии, как бы намечает тренд, идущий вразрез с доминирующей глобальной тенденцией распада и разделения. Она предлагает в противовес эпохе узкокорыстного делячества, измеряющей и оценивающей все и вся размером ВВП, другой критерий и другие ценности. Ценности человеческого братства, духовного родства, взаимовыручки и солидарности.

И на самом деле это предложение, от которого невозможно отказаться. Прежде всего нам самим. Потому что именно мы, Россия, подав руку Крыму, взяли на себя обязательство довести дело до конца. Продемонстрировать своим собственным преображением всему миру, что альтернатива разделению и вражде вполне возможна и осуществима. Что неубывающая солидарность Русского мира не угроза и не вызов всем остальным мирам, а напоминание о том, что единящая нас сила простых человеческих чувств способна преодолеть засилье насаждаемых глобальными манипуляторами ненависти и вражды.

Собственно, в этом и состоит суть и содержание новой эпохи мировой истории - сумеем ли достойно ответить на вызов, обращенный к самим себе. Ведь после праздника воссоединения неизбежно наступят будни. Скорее всего более трудные и более непростые, чем прежде. Не в смысле тех, кто говорит, что Крым - это бремя. А в том смысле, что нам предстоит жить, помня самих себя в день 16 марта, потому что крымский референдум был и нашим референдумом.

Не опускаться ниже, держать планку, быть достойными самих себя и наших крымских сограждан, которые напомнили нам и всем остальным, какие ценности на самом деле правят миром. Референдум ведь об этом.