Награда всей стране
Марат Шакирзянович! Как вам олимпийский Сочи? Он ведь построен в том числе и москвичами?
Марат Хуснуллин: На мой взгляд, инфраструктура, построенная в Сочи - и спортивная, и транспортная, и социальная, - это такая же олимпийская победа России, какие в большом количестве принесли стране наши спортсмены. Сегодня много говорят, что Олимпиада обошлась бюджету государства слишком дорого. Да, недешево. Но надо понимать, что, во-первых, мы провели зимнюю Олимпиаду в субтропиках. Во-вторых, там очень сложная горная порода, жильная, она как плывун, где, чтобы зацепиться и построить бобслейную трассу, например, пришлось бурить на глубину 25 метров и ставить сваи. Когда в 2008 году стройка в Сочи только начиналась, я был там. Мне сразу стало ясно, насколько сложная предстоит стройка. Те, кому она оказалась по плечу, на мой взгляд, совершили трудовой подвиг.
Было среди них немало и московских строителей. Опыт, который они приобрели, работая в Сочи, бесценный. Он пригодится нам и в Москве. Я считаю, что люди, которые строят такие объекты, - самый большой капитал. Гораздо дороже, чем любые технологии и деньги.
Где, по-вашему, строители, занятые в Сочи, могут пригодиться в Москве?
Марат Хуснуллин: На сооружении метрополитена, реконструкции дорог, строительстве транспортных развязок. Мы ведем эту работу очень системно, есть и долгосрочные планы, и результаты проделанной за три года работы уже видны. Практически исчезли пробки у метро "Теплый Стан". Гораздо свободнее поехали после реконструкции Варшавское, Ярославское, Рублевское шоссе, Балаклавский проспект.
Но наибольший положительный эффект достигнут на периферийном участке Ярославского шоссе, где появление двух эстакад и боковых проездов увеличило пропускную способность магистрали более чем вдвое при том, что объем движения там вырос на треть. Да и скорость основного потока увеличилась.
Впереди - строительство входа трассы Москва - Санкт-Петербург до улицы Фестивальной и далее продление ее до Дмитровского шоссе, сооружение участка Северо-Восточной хорды от улицы Новокосинской до шоссе Энтузиастов, прокладка Северного и Южного дублеров Кутузовского проспекта.
Все абсолютно прозрачно
За три года новое правительство Москвы отменило значительное количество ранее заключенных инвестконтрактов. Это могло привести к потере инвесторов. Но случилось наоборот: город ввел недвижимости в 2013 году даже больше, чем в 2008-м, докризисном году. Получил и самый большой объем инвестиций - 1,4 млрд рублей, перешагнув в сопоставимых ценах докризисный уровень. За счет чего это удалось?
Марат Хуснуллин: Решения, которые мэр Москвы Сергей Собянин принимал и которые дали этот результат, - часть работы, которой мы занимались все три последних года. Но только в 2013 году они "выстрелили". Что это за решения? Мы действительно прекратили проекты емкостью 25 млн кв. метров. При этом сохранено более 200 зданий в центре Москвы, имеющих историко-культурную ценность. Но в то же время мы продлили значительную часть контрактов. Более того, дали им "зеленую улицу". Потому что они учитывали новые принципы градостроительной политики, ориентированные на создание комфортной городской среды, развитие дорожно-транспортной и социальной инфраструктуры города.
Если в этом году планируется сдать в эксплуатацию в городе 650 объектов капитального строительства, мы знаем "в лицо" каждый из них, знаем, что этот объект даст городу, знаем каждого инвестора, все его проблемы.
По пятницам каждую неделю я провожу штаб, на котором рассматриваются вопросы ввода объектов, и мне докладывают, сколько квадратных метров недвижимости должно быть введено в строй на эту дату по графику и сколько введено в действительности. Есть отклонение? Сразу смотрим, почему? Какой-то вопрос город не решил или у инвестора нет денег? Для того чтобы инвесторы не спотыкались о нашу бюрократическую систему выдачи и согласования разрешительной документации, постарались сделать ее максимально прозрачной и перевели предоставление всех госуслуг в электронный вид. До сих пор такие системы действовали только в Нью-Йорке, Шанхае и Гонконге. Теперь же она действует и в Москве. Этот, казалось бы, очень простой фактор: во-первых, ускоряет все согласования, во-вторых, исключает или по крайней мере минимизирует коррупционную составляющую. Зачем ходить к чиновнику, если все разрешения можно получить по Интернету? Отправил заявку по электронке - и в положенный срок получил разрешение.
И главное - мы создали задел по всем направлениям. Например, строим метро, вводим в этом году 13 км новых линий, а еще 60 строятся параллельно. И сдача их в предстоящие три года просто неизбежна. Тоннелепроходческие комплексы идут, люди работают... Инвесторы увидели, что в городе стабильная ситуация, к тому же высокий уровень доходности. Это привлекло новых игроков, которых раньше не было на рынке.
Таким образом, строительная отрасль столицы дала прирост на 9,1%. В государствах, которые получают такой результат в экономике, его называют экономическим чудом. Мы же полагаем, что это просто результат системной работы мэра и всего правительства Москвы, в ходе которой все вопросы решаются шаг за шагом, создавая для развития отрасли наиболее благоприятные условия.
Символы не продаются
В 2018 году Москве предстоит стать хозяйкой чемпионата мира по футболу. Как идет подготовка к этому событию?
Марат Хуснуллин: Новый стадион "Спартак" не позднее июля этого года будет запущен. На Большой спортивной арене "Лужники" сегодня максимально высокие темпы работ. Нам очень хотелось сохранить этот стадион в первозданном виде, поэтому почти год мы потратили на переговоры с ФИФА и смогли убедить ее в том, что разрушать "Лужники" нельзя.
Хотя, конечно же, новый стадион было бы построить проще, чем реконструировать старый. К тому же реконструкция всегда обходится дороже. Скоро будет объявлен конкурс на выбор компании, которая возьмется за эту сложнейшую задачу. Подозреваю, что немногие компании рискнут. Ведь времени до апреля 2017 года, когда стадион должен быть уже сдан, осталось мало.
Может, и в самом деле стоило построить лучше новый стадион на этом месте?
Марат Хуснуллин: Честно скажу: у меня рука бы не поднялась подписать распоряжение о сносе "Лужников". Я считаю, что это великое сооружение, его построили великие проектировщики и великие строители. Это наша гордость, символ Москвы. А символы разрушать нельзя ни за какие деньги. Их надо сохранять, чего и сколько бы это ни стоило.
"Волна" поднимается
А вот с пятиэтажками первых серий индустриального домостроения другая история. Вы обещаете их снос в основном завершить в 2015 году. Но ведь таких домов на три года осталось еще почти 300. По 100 же город прежде никогда в год не сносил. Кажется, дело снова затянется?
Марат Хуснуллин: В чем там проблема была? Такие дома в самых высокодоходных районах с большой плотностью населения инвесторы снесли в первую очередь и на их месте построили новые. Остались плохие места - где сначала не было мест для волнового переселения, а затем в связи с изменениями федерального законодательства стало невозможно передавать землю инвесторам без аукционов. Получился юридический казус: даже инвестору, который мог бы построить дом для переселения жителей из ветхой пятиэтажки, мы не можем дать землю. Потому городу пришлось все оставшиеся не снесенные дома брать на себя, на свой бюджет. Это усложнило задачу. Но будем достраивать. Правда, сначала приходится разбираться с несостоятельными инвесторами, которые брались за снос, но свои обязательства не выполнили. Расторжение с ними отношений - дело тоже непростое. С кем-то приходится судиться. Тем не менее нужная "волна" для переселения уже поднимается, и в 2015 году, может, со сдвижкой на 2016-й, мы эту программу завершим и со сносом покончим.
Какой этажности строятся дома на месте снесенных?
Марат Хуснуллин: Разной. По инвесторским контрактам коэффициент уплотнения составил в среднем 2,4 раза. То есть 17-18-20-23 этажа в зависимости от градостроительных особенностей каждого района.
Еще одно обстоятельство было, на мой взгляд, не до конца продумано: при застройке на месте снесенных пятиэтажек неправильно рассчитали нагрузку на транспортную, инженерную и социальную сеть. Дома начали строить, и лишь после этого посчитали, сколько предстоит городу косвенных затрат. На машино-места для неучтенных машин, на расширение улично-дорожной сети, которая оказалась не в состоянии пропустить увеличившийся поток транспорта, на социальные объекты. Словом, оказалось, что почти все инвесторские проекты на круг - убыточные. У инвесторов прибыль есть, а у города - одни убытки, необходимость заканчивать снос на свои деньги, дополнять в районе социалку, инженерную сеть, дороги, а получать лишь недовольство граждан.
Что ждет пятиэтажки несносимых серий? Москвичей очень волнует, дойдут ли у города руки до них?
Марат Хуснуллин: Сначала мы все-таки закончим с домами сносимых серий. А затем в рамках корректировки Генплана развития Москвы до 2025 года будем уже смотреть, что делать с несносимыми сериями. Никаких решений на этот счет пока нет. Прежде чем что-то обещать, надо просчитать.
Но Москомархитектура тем не менее уже разрабатывает пилотные проекты реконструкции кварталов с домами несносимых серий?
Марат Хуснуллин: Разрабатывает. Чтобы посмотреть, получится ли экономика для привлечения инвестора. Это один вариант. И второй: какие затраты потребуются, если делать на бюджетные средства.
Но социальную программу, принятую на текущий год, строители выполнят?
Марат Хуснуллин: Безусловно. Построим 35 садиков, 22 объекта среднего образования, по 19 - здравоохранения и спорта.
Промзоны сдвинулись с места
Как обстоят дела с освоением промзон? Разговоры о них идут уже давно. А они как зияли черными пятнами на теле Москвы, так и зияют.
Марат Хуснуллин: Это не так. Прошлый год дал по промзонам неожиданно заметный результат. На их территориях у нас за 2013 год введено свыше 1 млн кв. метров недвижимости. Толкали, толкали инвесторов - и вот на площадках, пока самых легких, дело стронулось с места. Не только вошли в стройку, но начался и ввод. Промзоны, как мы и планировали, поменяли свой функционал. Причем очень выгодно. Там, где была небольшая плотность застройки и минимальное количество рабочих мест, их стало больше, появилась новая недвижимость, с которой в бюджет города пошли дополнительные налоги.
За прошлый год у нас по промзонам утверждено еще на 13 млн кв. метров проектов планировок. Значит, теперь инвестор может прийти и туда, автоматом получить ГПЗУ и начать строить. Словом, это для него уже дело техники.
И что же там появляется?
Марат Хуснуллин: Рабочие места плюс жилье как тягач для привлекательности. Мы сразу всех предупредили: жилье в чистом виде Москве не нужно. Грубо говоря, объяснили: ребята, вы заработайте на жилье, а заработанную прибыль инвестируйте в создание рабочих мест. Это менее доходно, имеет более длительные сроки окупаемости. Но ничего, пусть вы всю свою прибыль получите не сегодня завтра, зато будете получать значительно дольше и гарантированно! У города, в свою очередь, тоже будут гарантированные рабочие места и гарантированная налогооблагаемая база со всего, что строится - офисы ли это, торговля или что-то еще. Для него же это еще и возможность выдержать социальные обязательства, которых у Москвы в год примерно на триллион рублей. Словом, у каждого свой интерес, все по-честному.
Кстати
На состоявшемся на этой неделе в Москве Всемирном конгрессе предпринимателей российскую столицу уже не упрекали в засилье административных барьеров и коррупции чиновников: перевод госуслуг в электронный вид упростил инвесторам получение всей разрешительной документации на строительство любого объекта. Теперь они могут получить все необходимые согласования по Интернету из любой точки мира. А в Каннах, в ходе Международной выставки недвижимости MIPIM-2014, Марат Хуснуллин пообещал всех предпринимателей, которые придут строить нужные городу объекты, "даже носить на руках", если это потребуется.