Вчера депутаты Госдумы уточнили избирательные правила, по которым будут проходить выборы региональных парламентов и представительной власти муниципалитетов. Теперь на них будут действовать те же принципы, что и на выборах Государственной Думы. И это, по мнению председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина, принципиально важно и для политических партий, и для всех участников выборного процесса.
Теперь на региональных выборах, так же как и на федеральных, политическим партиям и кандидатам по одномандатным округам, прежде чем вступить в предвыборную борьбу, придется подтвердить, что они имеют необходимую поддержку избирателей. Она может выражаться в результатах прошедших выборов или в подписях избирателей, которые нужно собрать для регистрации. Депутаты - авторы законопроекта предусмотрели, чтобы лишних препятствий на пути политических партий, желающих поучаствовать в региональных и муниципальных выборах, не было. Избирательные комиссии не смогут отказать в заверении всего списка кандидатов, представляемых политической партией, если у кого-либо из этого списка недостает каких-то документов. Снизится и проходной барьер для партий на региональных и муниципальных выборах: законопроект предлагает опустить планку с семи до пяти процентов.
Однако Владимир Плигин, представляя поправки, отметил, что к некоторым предлагаемым нормам в регионах относятся с сомнением. Например, не совсем логичной кажется предоставляемая партии возможность без сбора подписей регистрировать список в конкретном регионе на том основании, что на предыдущих выборах эта партия была допущена к распределению мандатов в другом регионе. К тому же критики законопроекта считают бессмысленным условие, освобождающее партии от сбора подписей, если их кандидатский список был допущен к распределению депутатских мандатов в муниципалитете или набрал полпроцента голосов избирателей, когда известна общая тенденция муниципальные образования отказываются от проведения выборов по единому округу, где соревнуются партийные списки. Или сильно уменьшают партийную долю депутатских мандатов в своем представительном органе, предпочитая, чтобы эти органы в основном или полностью формировались из одномандатников. К тому же пока не совсем понятно, как этот "синхрон" федеральных, региональных и муниципальных выборов будет сопрягаться с нормами, регулирующими выборы органов местного самоуправления при реформе всей системы МСУ. Профильный комитет Госдумы полагает, что все эти нюансы можно учесть ко второму чтению законопроекта.
Впрочем, у думских коммунистов другие претензии к инициативе коллег: "Почему наше избирательное законодательство меняется так часто?". Ведь это не бюджет, который приходится править в зависимости от скачков цены на нефть. "Приходится реагировать на вызовы времени", - ответил Владимир Плигин.