Алексей Сергеевич, полгода назад на круглом столе в "РГ" мы говорили о планах создания инжинирингового центра в сфере аддитивных и лазерных технологий на основе ГЧП (спецвыпуск "ОПК Урала" от 25.09.2013). Пожалуй, это первый проект такого рода, которому очень быстро удалось с бумаги перекочевать в реальность.
Алексей Фефелов: В октябре 2013 года Уральский федеральный университет участвовал в конкурсе минобрнауки РФ по стратегическим программам вузов, которые могли бы претендовать на роль пилотных проектов создания региональных инжиниринговых центров (РИЦ). Из 96 заявок жюри выбрало 11, в том числе нашу, что позволило претендовать на господдержку по линии минпромторга, минэкономразвития и субъекта РФ.
Проект сложный по структуре, задачам и исполнению. По сути, это попытка государства возродить отраслевые НИИ. Как вы знаете, в ФЦП поддержки конкурентоспособности отечественной промышленности появилось понятие инжиниринговых услуг, принята дорожная карта "Инжиниринг и промышленный дизайн", поэтому с уральского РИЦ как с члена нескольких техплатформ будет особый спрос. Он призван стать точкой роста научно-производственного кластера по аддитивным и лазерным технологиям в сфере машиностроения.
Организационный этап мы уже прошли, в марте в Германию уйдет заявка на изготовление специализированного оборудования для РИЦ. Ориентировочный срок поставки - сентябрь.
Этот проект вы ведете совместно с Инновационной инфраструктурой УрФУ. Как инновационно-внедренческий центр вуза связан с ОАО РИЦ?
Алексей Фефелов: Согласно условиям конкурса сначала требовалось создать РИЦ внутри вуза как ниокровскую структуру, а потом выделить ее в самостоятельное юрлицо с коммерческим функционалом. Мы пошли другим путем: сформировали сразу и то, и другое. Думаю, это наиболее верное решение: ученые и производственники мыслят совершенно по-разному, а здесь у них есть возможность объединиться ради результата. Учредители решили, что на начальном этапе обе организации возглавит один человек - так проще с точки зрения согласований с большим количеством сторон.
Кто базовые партнеры РИЦ?
Алексей Фефелов: В первую очередь наши учредители: УрФУ, правительство Свердловской области, предприятия концерна "Алмаз-Антей". Среди мощных технологических партнеров - компания IPG Photonics, специализирующаяся на производстве промышленных лазеров. УрФУ, РИЦ и IPG заключили трехстороннее соглашение о сотрудничестве, в рамках которого мы планируем закупать оборудование у IPG для демонстрации в центре, а также выполнения некрупных заказов. В будущем, возможно, организуем собственное производство. Также в рамках соглашения РИЦ и IPG готовы оказывать инжиниринговые услуги предприятиям, занятым модернизацией, - от изготовления конкретных деталей и узлов до переоснащения технологических участков, монтажа линий.
Региональный центр листообработки (РЦЛ), специализирующийся на лазерной сварке и резке, имеет какое-то отношение к вашему проекту?
Алексей Фефелов: РЦЛ - достаточно известная компания, но у нее задачи уже, чем у РИЦ. При желании участником кластера лазерных и аддитивных технологий может стать и она.
Для организации собственного производства, пусть даже небольшого, требуется специальная площадка.
Алексей Фефелов: У нас их будет две. Первая займет 700-800 квадратных метров в технопарке "Университетский" и будет "заточена" на лазерные технологии. Вторая, ориентированная на аддитивные технологии, разместится на двух этажах будущего бизнес-инкубатора УрФУ. Также в этом здании будет находиться центр сертификации, функция которого - подтверждать соответствие используемых аддитивных и лазерных технологий, оборудования требованиям ГОСТ, ТУ, разрабатывать стандарты, регламентирующие производственные процессы.
Каковы источники и объемы финансирования проекта?
Алексей Фефелов: На начальном этапе нам выделили 100 миллионов рублей, из которых почти 90 уйдет на закупку оборудования. Сейчас обсуждаются варианты софинансирования со стороны Минпромторга РФ. Также свою лепту должна внести Свердловская область.
Кто вошел в команду РИЦ? Планируется ли привлекать к работе международных консультантов?
Алексей Фефелов: Наш кадровый костяк на сегодня - 10 высококвалифицированных специалистов, в том числе три кандидата наук, два аспиранта. Чисто вузовских ученых среди них нет, скорее, это люди, пришедшие из промышленных и околопромышленных структур, что позволяет более глубоко вникать в производственные задачи.
По поводу зарубежных консультантов - не уверен, что они нам необходимы. Лазерные технологии зародились у нас в стране, и пусть сегодня они не представлены массово в промышленности, зато хорошо изучены. Та же IPG создана выходцами из СССР.
В сфере аддитивных технологий у нашего государства нет такого богатого опыта, но конкуренция сегодня настолько велика, что вряд ли кто-то согласится раскрывать секреты. Наоборот, информация все чаще закрывается, поскольку из научно-прикладной превращается в стратегическую, касающуюся космоса и вооружений.
Специалисты РИЦ - конструкторы достаточно высокого уровня. Они хорошо понимают суть аддитивных технологий и то, как можно минимизировать их недостатки, которых, собственно говоря, на текущий момент три: высокая стоимость материалов, низкая скорость изготовления деталей и отсутствие отечественного оборудования. Если раньше я осторожно говорил "мы будем делать", то сейчас уверен: мы сделаем вместе с IPG машину, которая позволит в разы увеличить производительность по сравнению с зарубежными аналогами. Вторая задача - научиться самим изготавливать металлические порошки с определенными характеристиками. С чем, собственно, и был связан визит Елены Буйловой. Сегодня в России объемы производства такой продукции велики, но качество пока оставляет желать лучшего.
Как вы оцениваете потенциальный спрос на услуги РИЦ?
Алексей Фефелов: Мы с самого начала позиционируем его как крупный международный центр, способный решать задачи разного уровня - от глобальных до локальных. На первом этапе было важно создать вокруг себя информационное поле. Теперь, когда предприятия немного узнали о РИЦ, мы переходим на точечное взаимодействие с технологами заводов. Как правило, речь идет об изготовлении конкретных деталей лазерными или аддитивными методами либо о подборе изделий под эти технологии. Может быть, это медленный путь завоевания рынка, но, на наш взгляд, наиболее эффективный. В частности, нашими потенциальными потребителями являются предприятия концерна "Алмаз-Антей" и УВЗ.
Инжиниринговые центры лазерных технологий, помимо Екатеринбурга, сегодня создаются в Челябинске, Казани, Владимире, но я не назвал бы их конкурентами, поскольку у каждого - своя отраслевая специализация. Собственное оборудование для производства изделий из металлических порошков и полимеров имеет ряд предприятий ОПК Свердловской области, однако они ориентированы исключительно на внутренние потребности. Мы же нацелены на внешний рынок и оказание комплексных услуг - от обучения персонала до разработки технологического участка или целого производства.
С 2014 года Механико-машиностроительный институт УрФУ начнет набирать абитуриентов, желающих стать специалистами по лазерным технологиям, - соответствующую лицензию получила кафедра технологии сварочного производства. По аддитивным технологиям мы планируем организовать курсы повышения квалификации для инженеров и студентов. Также есть идея посотрудничать с областным минобразования и создать в ряде школ кабинеты с 3D-принтерами, чтобы дети могли сами создавать на компьютере модели, а потом печатать их из пластмассы.
Справка "РГ"
ОАО РИЦ зарегистрировано 23 января 2014 года. В состав учредителей входят УрФУ, ОАО "Уральский университетский комплекс", Машиностроительный завод имени Калинина и ОКБ "Новатор". Наибольшая доля акций принадлежит университету (28 процентов), все остальные владеют пакетами по 24 процента.