19.03.2014 23:31
    Поделиться

    В Белоруссии зазывают весну "чирочками"

    Испечь птицу - "чирочку", нарядить елку, умыться талой водой и скатиться "бревнышком" с горы. Это обязательный набор обрядовых действий, при котором весна придет в своем наилучшем виде. Во всяком случае, именно так испокон веку в марте зазывают солнце и тепло на Белорусском Полесье.

    Нынче на улицах деревеньки Тонеж Лельчицкого района Гомельской области - колыбели старинного обряда "Чирочка" - было ни пройти ни проехать. Старушки, выстроившись праздничным рядком, толкали друг друга в бока:

    - Гляди, это столичные гости из Минска, а это туристки из России. Сколько же народу собралось!

    Год от года "Чирочка" притягивает все больше публики. Очень уж богатый и красивый весенний обряд, не похожий на другие дошедшие до наших времен. Даже всеми любимая Масленица рядом с ним отдыхает. А еще, пожалуй, удивителен обряд тем, что сами жители - от мала до велика - берегут его как зеницу ока, каждый год по собственной инициативе собираясь на "гуканне" весны.

    Поутру "обрядного" дня деревенские стекаются к одному из самых красивых и больших домов Тонежа. Здесь живет чета пенсионеров Дриневских. Местные популярно объясняют, почему именно у них:

    - Крепкие хозяева, гостеприимные, приветливые. "Чирочка" всегда только в таких домах начиналась.

    64-летняя Надежда Аврамовна Дриневская, по всему видно, профессионал масштабных праздничных хлопот. Оно и понятно - годы тренировки. Ведь этот обряд в ее жизни - еще с детства:

    - Я родом из соседней деревни. Сколько помню себя, всегда именно так зазывали весну. Собирались детвора, молодежь, старые люди. Одевались красиво. Шли в хату лучшей хозяйки. Там пекли птичек - "чирочек", которые приносят на крыльях весну. Зима, значит, - в каморочку, весна - на улочку.

    - А эти птицы реально существуют?

    - Ну конечно. Уточка такая чубатенькая. Чирок зовут. Вот замешиваешь тесто, вырезаешь "чирочек", ставишь в печь под легкий дух. Готово для угощения.

    В прошлом году чучело Зимы как горело медленно, трудно. Нынче же - одним махом. Только чиркнули спичками - и нет чучела

    Про себя прикидываю, это сколько же месить и выпекать надо, чтобы угостить столько народу. Аврамовна смеется: да всего дня хватает. Помогают ведь. Надиктовывает мне "птичий" рецептик:

    - Кислого молочка или сыворотки...

    - Магазинная подойдет?

    - Сгодится. Муки, соли чуток, соды, сахарку. Маслица еще надо подлить и яиц обязательно. Раскатала тесто. Из картонки птичку заготовила и по ней из теста фигурки ножом потом нарезаешь. А глаза - из сушеной черники.

    Пока Аврамовна колдует над "чирочками", в другой комнате девчата наряжают елку. Я немножко удивляюсь: а причем тут Новый год? Но их не поставишь в тупик расспросами. Здесь ведают тайный смысл каждого действа:

    - Елка - символ продолжения рода. А цветков должно быть четное количество, чтобы складывались пары, детки рождались, и деревня жила. Вот сейчас украсим деревце и поставим в горшок, туда насыплем зерна - а это уже символ семьи. Нашу елочку парни понесут на гору, за ними все деревенские пойдут. По пути будем угощать людей "чирочками", петь песни, зазывать весну, как это делали наши предки.

    Местных женщин не узнать. Красавицы: цветастые платки, юбки в полоску, нарядные блузы... Вот уж, думаю, сельский Дом культуры расстарался - обшил всю деревню. Но меня поправляют:

    - Это наша праздничная одежда - сами шьем. У каждой женщины в доме есть. И так с незапамятных времен.

    Ну вот плетеные кошели наполнены пряниками-птицами, елка наряжена, чучело Зимы заготовлено - можно и в путь. Аврамовна об одном только сетует, что снега почти нет. Совсем мало накапало с крыши талой воды в бадьи. Умыться деревенским, как того требует обряд, нечем. Но как-то выкручиваются, делятся крохами талого снега. А умывшись, отправляются дальше - на местную гору. Впереди - елка-красавица. Трогаются конные подводы, на которых расселись бабушки. Следом - молодежь и детвора. Поют, перекликаются, танцуют. А на горе, что "ближе к небу", обрядовую эстафету принимают ловкие парни. Взбираются на самый высокий дуб и закрепляют там елку. Ее, такую нарядную, и должны приметить весна и птицы. Дело сделано - все пускаются в пляс. Тройной хоровод, игры, забавы... Не сразу понимаю, что происходит, когда и малые, и старые вдруг падают на землю и начинаются катиться с горы. Оказывается, нет лучшего способа избавиться от болей в спине и укрепить здоровье. А настоящая весна, если верить тонежским жителям, придет совсем скоро:

    - В прошлом году чучело Зимы как горело? Медленно, трудно. И поленья подбрасывали, и огонь ворошили. А рукав все равно остался. Нынче же - одним махом. Только чиркнули спичками - и нет чучела. Значит, все, жди весну...

    Поделиться