20.03.2014 23:22
    Поделиться

    Николай Рудник: Референдум в Крыму не нарушил планов ялтинского театра

    Чеховский фестиваль пройдет в сентябре
    О настоящем и будущем русского Театра имени Чехова в Ялте "Российской газете" рассказал его директор, Николай Рудник.

    Николай Семенович, в последние годы вы не раз говорили о бедственном положении, обращались к Путину с письмом: если Россия не будет финансировать русский театр в Крыму, он может просто прекратить свое существование… Сейчас театр функционирует полноценно?

    Николай Рудник: Посмотрите, наша афиша полна событий, репертуарные планы выполняются. Даже референдум в Крыму их не нарушил, отменили только один спектакль по сугубо техническим причинам… Хочу напомнить, что мы, хотя и находились на территории Украины, финансовой помощи от нее никогда не получали. Власти считали нас инородным телом, вероятно, потому, что со дня своего рождения в 1883 году театр всегда был носителем русского языка и русского духа. С какими именами связано наше прошлое? Чехов, Шаляпин, Рахманинов, Станиславский, Немирович-Данченко, Куприн, Горький, Мамин-Сибиряк, Козловский, Лемешев, Шульженко. Богатейшая история. Но в 90-е годы, когда Украина получила независимость, вдруг выяснилось, что театр содержать не на что. На здание было больно смотреть - руины с провалившимся потолком, пустыми окнами и захламленным зрительным залом, по которому гулял морской ветер. Только благодаря российским бизнесменам 10 лет назад была проведена грандиозная реконструкция - теперь наш театр уютен, технологичен, комфортабелен, он мог бы украсить собой не только Ялту, а любой город мира.

    Сейчас вас поддерживает Внешэкономбанк. Хватает вам этой поддержки?

    Николай Рудник: Финансовый кризис коснулся всех. И банкиров тоже, мы это хорошо понимаем. С осени прошлого года коллектив работает при урезанном штатном расписании и на 50-процентой оплате. При стопроцентной оплате средняя получка была эквивалентна 200 долларам, сейчас - примерно 100 долларов. Но мы живем, служим театру. При этом подчеркну: наша признательность ВЭБу огромна, если бы не его плечо, нам было бы гораздо хуже. Мы стараемся заработать из всех сил, но этого явно недостаточно. 

    Сохранится ли в этом году театральный Чеховский фестиваль, который традиционно проходит в сентябре? Какие коллективы будут на нем представлены?

    Николай Рудник: Конечно, сохранится, он пройдет в седьмой раз. Это наша гордость, бренд  ялтинского бархатного сезона. В предыдущие годы в фестивале приняли участи театральные коллективы более чем из 20 стран. Пока приглашения не разосланы, мы делаем это в мае. Но, поверьте, их обязательно получат и украинские, и, тем более, российские коллективы. Я уверен, что приглашенные откликнутся - культура не знает и не приемлет границ.

    Буквально на днях у нас прошла встреча с первым заместителем министра культуры России Владимиром Аристарховым. Мы теперь не за границей. Самый главный плюс сейчас в том, что театр будет наконец развиваться не вопреки внешним обстоятельствам, а благодаря им. Образно говоря, мы выйдем из "подполья" и вольемся в мощный поток театральной жизни, который генерируется Россией.

    Из истории ялтинского театра

    Удивительный театр в Ялте открыли 28 июля 1896 года спектаклем по пьесе Островского "Без вины виноватые". Роль Незнамова исполнял крупнейший русский трагик, артист Александрийского театра Мамонт Дальский. Ялтинский театр быстро стал крупнейшей провинциальной сценой России. Здесь любили выступать как актеры малороссийских трупп, так и столичные актеры и оперные певцы.

    Здесь играли замечательные артисты - братья Адельгейм, здесь читали свои произведения Гарин-Михайловский и Станюкович. На этой сцене блистали выдающиеся украинские актеры Мария Заньковецкая, Иван Карпенко-Карый, чье имя носит Театральный институт в Киеве, Марк Кропивницкий, Панас Саксаганский...

    В разгар бархатного сезона 1898 года на сцене у Новикова пел тогда еще совсем молодой Федор Шаляпин. Аккомпанировал ему друг и будущий гений музыкальной культуры - пианист Сергей Рахманинов, а в зрительном зале театра сидел Антон Чехов. Кстати, именно после этого триумфального концерта началась их головокружительная карьера.

    В 1898 году в Московском Художественном театре поставили чеховскую "Чайку", потом - одну за другой - еще две чеховские пьесы. 14 апреля 1900 года Художественный театр по просьбе больного автора приехал в Крым. Восемь дней всех буквально штормило. 22 апреля, накануне прощального спектакля, артисты театра устроили литературный вечер в пользу нуждающихся больных. Среди актеров были Книппер-Чехова, Мейерхольд, Качалов, Вишневский, Москвин… За эти дни МХТ сыграл в Ялте "Чайку" и "Дядю Ваню" Чехова, а также "Гедду Габлер" Ибсена и "Одиноких" Гауптмана.

    Это было огромное событие не только для театра, для Ялты, для Крыма. Это была и первая гастрольная поездка в истории МХТа. А спустя пять месяцев случилась трагедия - Ялта лишилась своего нового, ставшего уже любимым, театра. В ночь с 10 на 11 сентября 1900 года Петр Надворников, рабочий в труппе Новикова, "пришел пьяный и лег спать в комнате для рабочих в здании театра, не погасив рядом с собой свечу". Пожар уничтожил все. И все же спустя 10 лет у Ялты вновь появляется свое театральное здание. И вновь оно становится центром притяжения всего лучшего в русской и украинской культуре.

    Но с тех пор, и даже с того дня, как в 1944 году театру в Ялте присвоили имя Чехова, утекло много черноморской воды. При распаде Советского Союза театр, чья история связана не только с великим русским драматургом, но и с другими выдающимися деятелями русского и украинского искусства, стал заложником и символом взаимной любви и распри двух народов и стран.

    Кстати

    "Весь Екатеринбургский театр музкомедии, все 202 человека отправятся сначала в Симферополь, потом в Севастополь. Кроме того, мы дадим представления на кораблях Черноморского флота, - сообщил директор театра Михаил Сафронов. - Билеты будут социальными, за символическую цену".
    С 11 июля по 10 августа уральские артисты покажут восемь лучших спектаклей, в том числе, и "золотомасочную" "Екатерину Великую".

    Ксения Дубичева, Екатеринбург

    Поделиться