Подобный исход, и возможное досрочное расставание с "ценным кадром" предусматривается еще при заключении с руководящим работником трудового договора. В нем же сразу оговаривается и сумма, которая причитается топ-менеджеру при увольнении. До сих пор Трудовым кодексом был обозначен только ее нижний предел - не менее трех среднемесячных зарплат. Верхний не ограничивался. А потому выходное пособие волею Советов директоров госкомпаний поднималось иногда до облачных, просто парашютных высот.
Один из случаев такого "возвышенного" прощания с топ-менеджером, который при увольнении получил за свою "не очень хорошую работу" 200 миллионов рублей, особенно возмутил представителей Всероссийского народного фронта. Так родилась законодательная инициатива - сначала депутатская, а потом, по поручению президента, и правительственная, которая ограничила высоту "золотых парашютов" шестью среднемесячным зарплатами. Но народные избранники решили, что и этого будет слишком много, и сократили размер выходного пособия при расторжении трудового договора не только для руководителей госкомпании и госкорпораций, но также муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений и внебюджетных фондов до трех среднемесячных зарплат. К тому же Дума поставила дополнительное условие для "золотых парашютов" - топ-менеджер выходного пособия не получит, если трудовой договор с ним прекращается в связи с совершением дисциплинарного проступка или других провинностей.
"Топ-менеджеры - товар штучный, и, понятное дело, стоит недешево", - признал первый замруководителя фракции "Единая Россия" Вячеслав Тимченко, уточнив, что "это в полной мере касается и размера компенсаций, выходных пособий в случае их увольнения". Но и здесь, по мнению Тимченко, существуют разумные границы: "Перешел через эти границы - получил в ответ раздражение общества. И это естественно: ничто так не возмущает людей, как нарушение принципа социальной справедливости". Тимченко обратил внимание на то, что законопроект, который ограничивает размер компенсаций, выходных пособий топ- менеджеров, - это второй законопроект из повестки Госдумы шестого созыва, который направлен "на утверждение принципов социальной справедливости". 1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон, повышающий налоговую нагрузку на собственников дорогостоящих транспортных средств.
Однако "справоросс" Александр Тарнавский снижение "золотых парашютов" назвал лишь небольшим и "крайне робким шагом". Поскольку при нынешней зарплате топ-менежеров госкомпаний, выходное пособие по-прежнему будет составлять десятки, а иногда и сотни миллионов рублей. Впрочем, у работников госсектора рангом пониже запросы тоже немалые. Они считают, что должны получать в десять раз больше, чем депутаты, сообщил коллегам Тарнавский, вспомнив свой разговор с таким руководителем. Меряться зарплатами с топ-менеджерами народные избранники не стали. Однако Тарнавский подтвердил уже не раз звучавший в Думе призыв - провести реформу зарплат в госсекторе.
447 депутатов (всего в Думе, как известно 450) голосовали за принятие законопроекта, понизившего высоту "золотым парашютам" в третьем чтении.