Эксперт: Ассоциация организаций ЖКХ помогает "воспитать собственника"

На круглом столе в выездной редакции "РГ" на Всероссийском форуме ЖКХ коммунальщики рассказали, как ассоциации организаций отрасли помогают решать насущные проблемы и устанавливать более тесный контакт с собственниками жилья.

Как сообщил генеральный директор НП "Нижегородская ассоциация организаций ЖКХ" Роман Зародыш, в 2011 году во время приемов жителей главами районов 80 процентов вопросов было к управляющим компаниям. Поскольку не было системной работы с жителями, и все стремились свалить вину на отсутствие воды и другие коммунальные катаклизмы только на домоуправляющие компании (ДУК). Те, в свою очередь, пытались решить типовые проблемы, в том числе по взаимодействию с населением, каждая по-своему. Тогда-то и возникла идея объединиться в некоммерческую организацию, которая бы позволила анализировать проблемы и находить оптимальные пути решения при наименьших затратах. Мозговые штурмы, многочисленные рабочие группы выявили слабые места, характерные для членов ассоциации. После этого было создано единое информационное поле с единым колл-центром, куда могли обратиться жители домов не только с жалобой на ту или иную коммунальную проблему, но и внести свои предложения.

Это позволило не только оперативно решать проблемы, но и анализировать поток обращений, делать необходимые для работы выводы, а самое главное, привлечь к управлению домами самих хозяев квартир. Благодаря этому была выстроена совместная работа ДУКов, районных администраций с советами домов. Фактически, таким образом было создано "одно окно", куда стекалась вся информация, а жителям не нужно было бегать по различным инстанциям для решения своей проблемы. В результате в 2013 году количество жалоб на управляющие компании снизилось до 20 процентов.

- Сегодня у нас есть совокупность собственников квартир, но нет реального собственника дома, - говорит Роман Зародыш, - поскольку право коллективного владения домом не зарегистрировано. А благодаря ассоциации люди начали осознавать себя именно собственниками, стали вникать в общедомовые проблемы. Люди и сейчас жалуются на качество и скорость исполнения заявок, но больше не жалуются, что их не слышат.

Как считает исполнительный директор НП "Национальный жилищный конгресс" Татьяна Вепрецкая, такая ассоциация представляет собой эффективную систему управления жилищным фондом, поскольку объединяет ДУКи и потребителей. И если такую схему работы начнут применять в других регионах, порядка в ЖКХ будет намного больше.

- Люди привыкли считать, что кто-то должен за них решать их жилищно-коммунальные проблемы. А они должны стать эффективными заказчиками, научиться ставить конечную цель, а не считать дворников. Этому способствует и совет дома, который точно определяет такие цели. Совет дома - это консолидированное мнение жильцов, и оно обязательно к исполнению.

По словам гендиректора ОАО "Домоуправляющая компания Советского района" Евгения Сазанова, теперь идет постоянное общение директоров ДУКов, входящих в ассоциацию, с председателями совета домов. Поэтому они всячески развивают советы на своей территории.

- Еще год назад, когда мы выходили на общедомовое собрание, было очень тяжело вести диалог с жителями, - поделился эксперт. - Половина людей не понимала, о чем идет речь, зачем им то или иное новшество. Теперь они через советы активно "лоббируют" свои интересы. К тому же чисто психологически люди лучше воспринимают информацию от председателя совета, который является их соседом, чем от домоуправляющей компании. И довести позицию ДУКа до жильцов стало намного проще.

Таким образом, как считает гендиректор ОАО "Домоуправляющая компания Московского района" Александр Гундоров, ассоциация позволяет выстроить равноправное партнерство между жителями дома и ДУКами в системе ЖКХ. Кроме того, как говорят директора ДУКов, с созданием ассоциации им стало гораздо проще взаимодействовать с ресурсоснабжающими организациями.