Однако коллекционер, с которым встретился на выставке, меня сразу же успокоил.
- Об этом и речи быть не может, - рассмеялся Рене Герра. - Дело в том, что руководство "Сотбис" время от времени устраивает у себя выставки - по случаю каких-либо предстоящих аукционов или без всякой к ним привязки. Вопрос престижа и позиционирования в мире искусств. С просьбой устроить нынешнюю экспозицию ко мне обратились года три назад. Причем право выбора было оставлено за мной.
Как рассказал коллекционер, а в его собрании свыше пяти тысяч картин на холсте и бумаге, 40 тысяч книг, множество рукописей, экспозицией в "Сотбис" ему хотелось еще раз рассказать о великих русских художниках, которые, эмигрировав из России, не потерялись, не были поражены "творческим бесплодием", как тогда утверждала советская пропаганда, а продолжали успешно и разнообразно работать.
В качестве отправных пунктов нынешней экспозиции Рене Герра взял две прошедшие в прошлом веке выставки. Одна состоялась в Париже в рамках Осеннего салона, и на ней были показаны работы 25 русских художников. Причем предисловие к каталогу той экспозиции было написано Сергеем Дягилевым. Другим событием стала выставка французской современной живописи в Москве в 1928 году. На ней вместе с французскими были представлены работы и российских художников-эмигрантов, ставших уже тогда неотъемлемой частью искусства Франции. Предисловие к каталогу той московской выставки написал Луначарский, а о творчестве русских художников во Франции рассказал в отдельной статье Абрам Эфрос.
Некоторые их выставлявшихся тогда картин, в том числе "Перекресток философов в Версале" Александра Бенуа и "Розовый дом" Юрия Анненкова, можно было увидеть в парижском "Сотбис". Разнообразная по жанру и художественным направлениям живопись представлена редчайшими работами "мирискусников" Льва Бакста, Александра Бенуа, Константина Сомова, Сергея Чехонина, абстракционистов Андрея Ланского, Сержа Полякова, Николя де Сталя, Сергея Шаршуна. Особое внимание парижан привлек портрет писателя Евгения Замятина кисти Бориса Кустодиева, который французский коллекционер считает одним из основных шедевров своего собрания.
На вопрос "Российской газеты", что за последнее время удалось добавить к коллекции, Рене Герра ответил:
- Знаете, если у Юрия Олеши было "ни дня без строчки", то у меня "ни дня без находки". Это мой девиз и руководство к действию. Совсем недавно при стартовой цене 500 евро приобрел женский портрет кисти ученика Репина художника Михаила Вербова. В столетнем возрасте он скончался в 1996 году. Я с ним был знаком, встречался в свое время в Нью-Йорке. И вдруг мне попалась на аукционе его работа. На днях купил письма основателя мистического сюрреализма художника Павла Челищева на французском языке, датированные 50-ми годами прошлого столетия. Еще? Уникальное письмо Андрея Белого. Также на французском. Оно было адресовано одному бельгийскому писателю.