Министр иностранных дел Альбиона готов воевать с Россией чужими руками

"Как трудно жить на свете, когда с Россией никто не воюет", - эти ставшие знаменитыми слова произнес премьер Британии лорд Пальмерстон. Произошло это незадолго до начала Крымской войны 1853-1856 года, в ходе которой англо-французские войска, стремясь ослабить Россию, захватили Крым и Севастополь. Кстати, если посмотреть цифры потерь, то становится очевидным: британцы, выступавшие идеологами той кампании, сражались чужими руками. В то время, как Франция потеряла в сражениях за Крым почти 22 тысячи человек, Турция - около 21 тысячи, то Британия … менее 5 тысяч военнослужащих.

Весьма любопытна мотивация к войне, которую использовал для создания антироссийской коалиции лорд Пальмерстон, получивший неофициальное прозвище "Лорд-поджигатель". Сохранявших независимую от Лондона внешнюю политику государства - Австро-Венгрию, Пруссию и Российскую империю, Пальмерстон называл не иначе, как "деспотическими державами" и поддерживал любые катаклизмы, способные их ослабить. Так что, начав Крымскую войну 1853 года, британский премьер ставил целью отобрать у России Крым и Кавказ, чтобы передать их Турции.

Похоже, лавры лорда Пальмерстона не дают покоя нынешним английским властям с их маниакальным желанием причинить вред России. На этот раз предлогом для начала военных действий - пока на экономическом фронте - стало воссоединение Крыма с Россией. Причем, как и во времена Крымской войны 1853 года, действует Лондон исключительно чужими руками.

Особенно забавным выглядит то, что к европейскому единству в отношении антироссийских санкций призывает страна, которая собиралась в 2015 году провести референдум о выходе Альбиона из состава Евросоюза. Впрочем, не исключено, что жесткая риторика правительства ее Величества имеет внутренний подтекст - на 2014 год  референдум о выходе из состава Британии запланировала провести Шотландия. И сегодня Лондону надо продемонстрировать шотландским избирателям, какие проблемы их ждут, если они осмелятся проголосовать за выход из состава Королевства.

Так чем же грозит России мистер Хейг? Министр иностранных дел Британии в красках расписал газете "Дейли Телеграф", что грозит Москве за ее желание восстановить историческую справедливость и избежать в Крыму большой крови. В принципе ничего  нового Хейг не посулил.

Глава МИД Британии призвал Запад исключить Россию из некоторых международных организаций. Но на практике выполнить это пожелание и исключить Москву из Всемирной торговой организации или Совета безопасности ООН невозможно - думаю, Хейг и сам это понимает. Что касается исключения России из малоэффективного Совета Россия-НАТО, то от таких шагов Москва наверняка ничего не потеряет. Напротив, приобретет большую, чем прежде, свободу маневра в военных вопросах.

Хейг угрожает России наложением долгосрочных ограничений на военное сотрудничество со стороны Запада. Но эти ограничения давно существуют, хотя на бумаге не всегда зафиксированы. Очевидно, что свертывание военно-технических контактов с Москвой окажется невыгодным многим европейским странам, поставляющим в Россию военную технику и теряющим, тем самым, рынок сбыта. А вот сама Британия, призывающая к таким санкциям, ничем не жертвует.

Еще один, обращенный к Европе призыв Хейга - либерализовать энергетические рынки, опять же имеет конкретную цель - под разговоры о Крыме расширить экспорт британских энергоносителей в Старый свет, потеснив на этом рынке Москву.  Пострадает от таких энергетических санкций, в первую очередь, экономика континентальной Европы, на что, возможно, в долгосрочной перспективе и рассчитывает новый "Лорд поджигатель" из британского министерства иностранных дел. Словом, как и в 19 веке, Лондон пытается ослабить Россию чужими руками - на этот раз Европейского союза, и укрепить собственные позиции.

В одном г-н Хейг в своей статье, безусловно, прав: после присоединения Крыма россияне проснулись в другой эпохе и теперь куда отчетливей, чем прежде видят, кто их друзья, а кто враги. И понимают, что в международной политике нельзя уступать, ради призрачных обещаний Запада, которые впоследствии никогда не выполняются.

Введение Евросоюзом и США санкций против России в связи с присоединением Крыма к РФ только усиливают позиции горячих голов в Киеве. Они рассчитывают, что Европа будет воевать за Крым с Москвой на стороне украинской армии. "Я хочу официально предупредить Россию - попытка захвата Украины, перехода границы российскими войсками, аннексия восточных и любых других областей Украины получит жесткую реакцию украинского государства. Мы дадим достойный ответ, в том числе военный", -угрожает России премьер Арсений Яценюк.               

Киев намеренно провоцирует Россию на силовые действия. Иначе, как оценить угрозы украинских властей экспроприировать российскую собственность на Украине, в том числе принадлежащую коммерческим компаниям, или целенаправленное принятие законопроектов, ущемляющих права и культурные традиции русскоязычного населения юго-востока Украины.

"Мы хотим, чтобы Россия начала прямые переговоры с Украиной и работала с другими странами над мирным разрешением кризиса", - цитирую Хейга.  Желание британского министра не допустить дальнейшей конфронтации между Москвой и Киевом вполне объяснимо -  это противоречит интересам Европы поскольку приведет к еще более ощутимым финансовым потерям Украины. Россия не только полностью откажется от любой финансовой помощи Киеву, но также начнет свертывать с Украиной экономическое сотрудничество, потребует возврата многомиллиардных долгов. В этом случае размеры помощи, которую Киев запросит у Евросоюза, значительно превысят ныне озвученную цифру в 35 миллиардов евро. Фактически это приведет к тому, что Запад будет вынужден взять 45-ти миллионную Украину на финансовое содержание без надежды получить в обозримом будущем назад выделяемые Киеву кредиты.

Так что, возможно, угрожающему России санкциями министру Хейгу стоит проявить больший прагматизм или, как точно выразился глава МИД Люксембурга - "посмотреть в глаза реальности". Реальность же, по мнению Жана Ассельборна такова, что без военного вмешательства поправить ситуацию с Крымом невозможно, а военного вмешательства никто не хочет. Или Лондон готовится к новой Крымской войне, чтобы теперь уже в 21 веке реализовать некогда провалившиеся планы лорда Пальмерстона относительно Крыма …